Биография Василия Кандинского: известные картины и творчество до последних дней жизни

Василий Васильевич Кандинский — русский живописец, график и теоретик искусства, живущий и работающий в России, Германии и Франции. Один из основателей художественной группы «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). Его работы относятся к периоду экспрессионизма, а сам художник считается одним из предшественников абстракционизма.

Кратко о художнике

Дата рождения:4 (16) декабря 1866
Место рождения:Москва, Российская империя
Дата смерти:13 декабря 1944
Место смерти:Нёйи-сюр-Сен, Франция
Семьяжены: Анна Чемякин (развод), Нина Кандинская
сын: Всеволод Кандинский
Стиль:экспрессионизм, абстракционизм
Жанр:график и теоретик изобразительного искусства
Известные картины:Ночь, Композиция VI, Лунная ночь,
Композиция VII, Вверх, Поперечная линия

Биография и описание творчества

Детское фото Кандинского в (5 лет)

Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в семье коммерсанта Василия Сильвестровича. Вскоре после его рождения семья переехала в Одессу. В детстве, его воспитывала тетя после развода родителей в 1871. До 1885 года он каждый год ездил в Москву со своим отцом. Получал уроки рисования и изобразительного искусства.

После окончания средней школы в Одессе, с 1886 г. изучал право, экономику и этнологию в Университете им. М. Ломоносов в Москве. В 1889 Василий Кандинский отправился с этнографической экспедицией в Вологодскую губернию на Урал для изучения там крестьянских обычаев. Он был очарован мифическими абстрактными картинами ярких цветов в местных церквях и домах. Исследования фольклора этого региона, особенно использования светлых тонов на темном фоне, отражают его ранние работы. В 1892 г. он получил высшее образование и женился на своей двоюродной сестре Анне Филипповне Чемякин, с которой развелся в 1911 году. В следующем году он стал ассистентом юридического факультета университета и получил докторскую степень. В 1895 работал художественным руководителем в типографии в Москве.

Художник должен иметь что сказать, так как его задача — не владение формой, а приспособление этой формы к содержанию — цитата Кандинского

Путь к мечте основоположник абстракционизма начал в 30 лет. Когда Василий Кандинский решил посвятить себя рисованию, то в 1896 году отказался от назначения в Эстонский университет в Дерпте и переехал в Мюнхен, где с 1897 по 1899 год посещал частную школу живописи Антона Ажбе. С 1900 года он учился в Академии изящных искусств в Мюнхене у Франца фон Штука. В 1901 году вместе со скульптором Вильгельмом Хюсгеном, писателем Густавом Фрейтагом и другими художниками он стал лидером художественной группы «Фаланга» и руководил принадлежащей ей «школой живописи и обнаженного тела». Однако небольшой интерес к школе привел к ее закрытию в 1904 году.

Во время своих уроков Василий Кандинский встретил любовь — Габриэль Мюнтер, которая стала спутницей жизни выдающейся личности. В 1902 году Кандинский впервые представил свои работы на выставке Берлинского сецессиона.

Картина «Красочная жизнь»

В 1903–1904 Кандинский побывал в во многих странах Европы — Италии, Нидерландах, а также Северной Африке и России. С 1904 года его работы выставлялись в Осеннем салоне в Париже. С 1906 по 1907 год Кандинский проводил время с Габриэлой Мюнтер в городке Севр недалеко от Парижа, где написал картину «Красочная жизнь» . Вернувшись в Мюнхен в 1908 году, пара отправилась весной в Лану в Южном Тироле, где они оба рисовали в стиле постимпрессионизма. Тем временем, несмотря на его иностранное происхождение, в 1906 году он был принят в Немецкую ассоциацию художников.

Важной вехой в художественном будущем мастера была встреча с Марианной Веревкиной и Алексеем Явленским. Под их влиянием Кандинский и Мюнтер начали писать картины в стиле экспрессионизма. В то время он также познакомился с философом Рудольфом Штейнером, антропософия которого вдохновила его более поздние работы. С 1908 года Кандинский был членом Берлинского сецессиона, а с 1908 года — Новой ассоциации художников Мюнхена (нем. Neue Künstlervereinigung München). После 1909 года он начал интересоваться абстрактной живописью.

Фотография мемориальной доски на фасаде дома в Одессе, в котором жил художник

Музыка в искусстве Кандинского

Музыка имела для него большое значение. Творец искал взаимосвязь между музыкой и искусством, сравнивая эффект цветов со звуком музыкальных инструментов, при этом давая определения психологического значения отдельных цветов. Например, киноварь, согласно Кандинскому, выражает страсть и звучит как туба, синий оказывает успокаивающее действие и, в зависимости от его интенсивности, предполагает звук флейты, виолончели, органа.

Василий Кандинский сумел расслышать, как звучат краски, а музыка была самым лучшим вдохновением для его творчества. Множество полотен художника получили название музыкальных терминов, например импровизация и композиция.

Творческое объединение «Синий всадник»

1 января 1911 года художник встретился с Францем Марком в ателье Марианны Веревкиной. Под влиянием нового стиля музыки Арнольда Шенберга он написал картину «Импрессия III (Концерт)». Различия во взглядах Новой ассоциации художников в Мюнхене на живопись, и особенно на абстрактную живопись Кандинского, побудили его в январе 1911 уйти с поста президента ассоциации.

Работа «Композиция № 218», 1919 год

С июня вместе с Францем Марком он планировал основать новую партию и альманах. 18 декабря 1911 они организовали первую выставку редакции «Синего всадника» (Der Blaue Reiter) в Мюнхене. Выставка сопровождалась изданием книги Кандинского «О духовности в искусстве, особенно в живописи», которая была отсылкой к книге художника и теоретика искусства Рудольфа Чапека (1871–1935), озаглавленной «Фундаментальные проблемы живописи» . Через шесть месяцев, в мае 1912, был опубликован одноименный альманах. Планируемых дальнейших изданий не было. Содержащиеся в нем мысли имели принципиальное значение для дальнейшего развития абстрактного искусства.

За год до начала Первой мировой войны Кандинский показал картину «Импровизация № 27» на Оружейной выставке в Нью-Йорке и семь работ на выставке первого Осеннего салона в Берлине. После объявления Германией войны России, Василий Кандинский не мог оставаться в стране и вместе с Габриэле Мюнтер 3 августа 1918 года перебрался в Швейцарию. Оттуда в ноябре он отправился один в Москву, где 11 февраля 1917 года женился на Нине Николаевне Андреевской. В январе 1918 года он стал членом Отдела изобразительных искусств Наркомата просвещения РСФСР. С 1920 года он возглавлял Институт художественной культуры в Москве, где встречался с ведущими представителями русского авангарда. В том же году умер его сын Всеволод, 1917 года рождения.

Баухаус. Преподавание в высшей школе строительства и конструирования

В январе 1922 художник принимает приглашение Вальтера Гропиуса в Баухаус в Веймаре в качестве учителя настенного изобразительного искусства. Пока нацисты не закрыли Баухаус в 1932, он был педагогом в Веймаре, Дессау и Берлине, где столкнулся с русским конструктивизмом. В то время в работах мастера явно преобладали геометрические структуры. В Дессау он жил с Полом Клее в здании для учителей Баухауза. Вместе с Клее, Лионелем Фейнингером и Алексеем Явленским в 1924 году он основал художественную группу «Синяя четверка» (Die Blaue Vier). В 1926 г. вышел теоретический журнал Кандинского — «Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве». Два года спустя он получил немецкое гражданство, а в 1929 году состоялась его первая персональная выставка акварелей и рисунков в Париже. В 1930 году в Дессау он познакомился с американским промышленником и филантропом Соломоном Робертом Гуггенхаймом, который заинтересовался новым абстрактным искусством и сначала купил несколько его картин, а затем и другие. В настоящее время в Музее Гуггенхайма хранится более 150 картин Кандинского.

Интересный факт

«Эскиз к импровизации №8» — самая дорогостоящая работа абстракциониста. В 2012 году ее купили за 23 млн. долларов на аукционе Christies.

Последняя картина Василия Кандинского — «Последняя акварель», 1944

Эмиграция во Францию и последние годы жизни

После закрытия Баухауса в 1932 году он вместе с женой эмигрировал во Францию, где поселился в городке Нейи-сюр-Сен недалеко от Парижа и перестал путешествовать. Василию Кандинскому было сложно приспособиться к Франции, так как абстрактное искусство здесь не было признано, а в галереях преобладали работы кубистов и сюрреалистов. В 1934 году он участвовал в выставке Художественного движения Abstraction-Création в Париже, в 1936 году в выставках «Абстрактное и конкретное» в Лондоне, «Кубизм и абстрактное искусство» в Нью-Йорке. В 1937 году 57 его работ были конфискованы в немецких музеях и 14 из них были показаны на выставке «дегенеративное искусство» в Мюнхене.

В том же году он участвовал в парижской выставке «Возникновение и развитие независимого международного искусства» в галерее Же-де-Пом. Последняя прижизненная выставка работ великого художника состоялась в 1944 году в парижской галерее L’Esquisse. Василий Кандинский рисовал каждый день до конца июля 1944 года, он умер 13 декабря того же года в Нейи-сюр-Сен.

Нина Кандинская пережила супруга на 36 лет. После смерти художника она распоряжалась наследием художника, который повлиял на весь мировой авангард, пожертвовала 30 произведений и акварелей Центру Помпиду в Париже и продала некоторые из них. В сентябре 1980 она была убита в собственном доме в Гштааде, Швейцария, во время ограбления.

Видео от Яндекс

— Оценить статью
Загрузка...

Поделиться в социальных сетях:

Список литературы
  • Энциклопедия Википедия
  • Азизян И. А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века
  • wassily kandinsky .net

Оставьте комментарий

Adblock
detector