Марсель Дюшан: биография, картины и творчество художника-новатора

Марсель Дюшан (Henri Robert Marcel Duchamp) — французский и американский художник-новатор, работавший в таких направлениях, как живопись, скульптура, коллажи, короткометражные фильмы и боди-арт. Мастер, стоявший у истоков искусства XX века, оказал влияние на множество стилей, включая дадаизм, кубизм и сюрреализм, поп-арт, минимализм и концептуализм.

Фото Марселя Дюшана

Кратко о художнике:

Дата рождения:28 июля 1887
Место рождения:Бленвиль — Кревон, Франция
Дата смерти:2 октября 1968
Место смерти:Нейи-сюр-Сен, Франция
Семьяжены — Лидия Левассор-Саррацин, Тини Ситтлер
Стиль:дада, сюрреалим
Жанр:живопись, реди-мейд, скульптура, фотография
Известные работы:Обнажённая, спускающаяся по лестнице,
Невеста, раздетая своими холостяками,
одна в двух лицах (1915—1923), Велосипедное колесо, L.H.O.O.Q

Пионер концептуального искусства и ведущий представитель дадаизма и сюрреализма, его искусство отличается глубокой иронией, которая заставляет задуматься, настолько, что даже сегодня его работы поддаются различным интерпретациям.

Ранние годы

Марсель Дюшан родился на севере Франции (регион Нормандия) и был четвертым ребенком из семи детей Люси и Юджина. Его отец был нотариусом, но в семье было место искусству. Два старших брата были успешными художниками: художник Жак Вийон (1875–1963) и скульптор Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918). Кроме того, его мать, была художником-любителем. Когда Дюшан достиг совершеннолетия, отец был готов поддержать творчество своего сына.

В 15 лет он создал свой первый шедевр — Landscape at Blainville, и поступил в Школу изящных искусств в Париже.

Рекомендуем к прочтению:

Книга о Марселе Дюшане. Беседы с Пьером Кабанном

Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. Уилл Гомперц

Пойми, почему это шедевр. Франсуаза Барб-Галль

Знаменитый писсуар — «Фонтан»

Искусство Марселя Дюшана

В начале творческого пути живописец последовал за тенденциями современников. В 1912 году его работа «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», отражает двойственное отношение к кубизму. Живописец перенял ограниченную палитру картин кубистов, но его бодрая фигура находится в состоянии вечного движения, что сильно отличается от образов Пикассо и аналитического кубизма Брака. Вызвав негативную реакцию кубистов и футуристов, картина была отвергнута публикой и Салоном Независимых как из-за названия, так и из-за механистического, бесчеловечного изображения обнаженной женщины.

Подрыв традиционных или принятых способов художественного производства с иронией и сатирой — отличительная черта легендарной карьеры Дюшана. Его самый оригинальный, иконоборческий жест, реди мейд, возможно, стал самым влиятельным событием века в творческом процессе художников.

В 1913 году новатор представил «Велосипедное колесо» на пьедестале, дав жизнь направлению реди-мейд. Это скульптура велосипедного колеса, установленного в сидение деревянной табуретки. Суть техники реди-мейд в том, чтобы объекты, созданные не с художественными целями, преобразовать в произведения искусства. Искусствовед Ренато Барилли подчеркнул, что эта работа знаменует собой переход от традиционной концепции, в которой чувство зрения было привилегированным, к эстетике, то есть измерению, в котором работа воспринимается всеми органами чувств.

Еще один известный ready made — картина LHOOQ (1919), представляющая собой не что иное, как фотографическую репродукцию знаменитой Моны Лизы Леонардо, к которой автор вызывающе добавил усы и бородку.

Однако, самый известный, ключевой, объект в направлении реди-мейд — это обычный настенный писсуар, повернутый на 90 градусов, поставленный на подставку. На нем была надпись «R.Mutt». Название работы — Фонтан (1917).

Если изображение не шокирует, оно ничто — цитата Марселя Дюшана

Мона Лиза с усами

Живописец недавно переехал в Нью-Йорк и вступил в Общество независимых художников, которое организовало ярмарку, на которой любой мастер, заплатив сумму в 6 долларов, мог свободно выставляться. Дюшан, который также входил в научный комитет, тайно отправил работу (писсуар, купленный несколькими днями ранее в санитарном магазине JL Mott Iron Works) под псевдонимом Ричард Матт, приложив поддельный адрес в Филадельфии в дополнение к регистрационному взносу. Хотя постановление не предусматривало отказа от произведения, его фонтан, подлинное авторство которого было очевидно неизвестно, не смог участвовать, потому что он не считался искусством. В знак протеста он ушел из компании.

Хотя в 1920-х годах Дюшан отказался от творчества в пользу игры в шахматы до конца своей жизни, он никогда полностью не отказывался от своей основной роли художника-провокатора. Он выступал на международных турнирах, играл в шахматы по переписке и даже вел колонку в журнале.

Марсель связан со многими художественными движениями, от кубизма до дадаизма и сюрреализма, и проложил путь для более поздних стилей, таких как скандальный поп-арт (Энди Уорхол), минимализм (Роберт Моррис) и концептуализм (Сол Левитт). Будучи гениальным живописцем и виртуозным шахматистом, его величайший вклад в историю искусства заключается в его способности ставить под сомнение, увещевать, критиковать и шутливо высмеивать существующие нормы, чтобы выйти за рамки статус-кво — он фактически санкционировал роль живописца именно в этом.

Однако более или менее тайно он продолжал рисовать и создавать работы под именем Роза Селяви (Rose Sélavy) с 1923 по 1946 год.

Портрет Марселя Дюшана в образе Роз Селяви (Rrose Sélavy
Фото Марселя Дюшана с первой женой Лидией

Личная жизнь

Первый брак Марселя с Лидией Левассор-Саррацин распался в 1927 году, говорят также из-за ревности к шахматам (настолько, что однажды ночью она в отместку приклеила к нему все фигуры на доске). Для своего второго брака в 1968 году он выбрал жену, торговца произведениями искусства Тини Ситтлер, которая разделяла с ним такую ​​же страсть к шахматной доске.

Смерть и творческое наследие

Американский и французский художник современности умер 2 октября 1968 года в своем доме в Нейи-сюр-Сен, Франция. Дюшан был похоронен в Руане. По сей день его помнят как одного из великих новаторов современного творчества. Он разрушал стереотипы, изобрел новые способы мышления о том, чем может быть искусство, и радикально изменил представления о культуре.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии