Биография художника-новатора Марселя Дюшана

Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) — французско-американский художник-новатор, работавший в таких направлениях, как живопись, скульптура, коллажи, короткометражные фильмы и боди-арт. Дюшан связан со многими направлениями современного искусства, включая дадаизм, кубизм и сюрреализм, поп-арт, минимализм и концептуальное искусство.

Фото Марселя Дюшана

Краткая биография и описание

Дата рождения:24 июля 1887
Место рождения:Бленвиль-Кревон, Франция
Дата смерти:2 октября 1968
Место смерти:Нейи-сюр-Сен, Франция
Семьяжены — Лидия Левассор-Саррацин, Тини Ситтлер
Стиль:дадаизм, сюрреалим
Жанр:живопись, реди-мейд, скульптура, фотография
Известные картины:Обнажённая, спускающаяся по лестнице,
Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах, Велосипедное колесо, L.H.O.O.Q

Пионер концептуального искусства и ведущий представитель дадаизма, его искусство отличается глубокой иронией, которая заставляет задуматься, настолько, что даже сегодня его работы поддаются различным интерпретациям.

Ранние годы

Художник был четвертым ребенком из семи детей Люси и Юджина Дюшана. Его отец был нотариусом, но в семье было место искусству. Два старших брата Дюшана были успешными художниками: художник Жак Вийон (1875–1963) и скульптор Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918). Кроме того, его мать, Люси, была художником-любителем. Когда Дюшан достиг совершеннолетия, отец был готов поддержать творческую карьеру своего сына.

В 15 лет он создал свою первую живописную картину — Landscape at Blainville, и поступил в Школу изящных искусств в Париже.

Искусство Марселя Дюшана

В начале творческого пути Дюшан последовал за тенденциями современников. В 1912 году его работа «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», отражает двойственное отношение к кубизму. Художник перенял ограниченную палитру кубистских картин, но его бодрая фигура находится в состоянии вечного движения, что сильно отличается от образов Пикассо и аналитического кубизма Брака. Вызвав негативную реакцию кубистов и футуристов, картина была отвергнута Салоном Независимых как из-за названия, так и из-за механистического, бесчеловечного изображения обнаженной женщины.

Подрыв традиционных или принятых способов художественного производства с иронией и сатирой — отличительная черта легендарной карьеры Дюшана. Его самый яркий, иконоборческий жест, реди мейд, возможно, стал самым влиятельным событием века в творческом процессе художников.

В 1913 году Дюшан представил «Велосипедное колесо» на пьедестале, дав жизнь направлению реди-мейд. Это скульптура велосипедного колеса, установленного в сидение деревянной табуретки. Суть техники реди-мейд в том, чтобы объекты, созданные не с художественными целями, преобразовать в произведения искусства. Искусствовед Ренато Барилли подчеркнул, что эта работа знаменует собой переход от традиционной концепции искусства, в которой чувство зрения было привилегированным, к эстетике, то есть измерению, в котором произведение искусства воспринимается всеми органами чувств.

Еще один известный ready-made — картина LHOOQ (1919), представляющая собой не что иное, как фотографическую репродукцию знаменитой Моны Лизы Леонардо, к которой художник вызывающе добавил усы и бородку.

Однако, самый известный объект в направлении реди-мейд — это обычный настенный писсуар, повернутый на 90 градусов, поставленный на подставку. На нем была надпись «R.Mutt». Название работы — Фонтан (1917).

Художник недавно переехал в Нью-Йорк и вступил в Общество независимых художников, которое организовало ярмарку, на которой любой художник, заплатив сумму в 6 долларов, мог свободно выставляться. Дюшан, который также входил в научный комитет, тайно отправил работу (писсуар, купленный несколькими днями ранее в санитарном магазине JL Mott Iron Works) под псевдонимом Ричард Матт, приложив поддельный адрес в Филадельфии в дополнение к регистрационному взносу. Хотя постановление не предусматривало отказа от произведения, его фонтан, подлинное авторство которого было очевидно неизвестно, не был выставлен, потому что он не считался искусством. В знак протеста Дюшан ушел из компании.

Хотя в 1920-х годах Дюшан отказался от искусства в пользу игры в шахматы до конца своей жизни, он никогда полностью не отказывался от своей основной роли художника-провокатора. Дюшан связан со многими художественными движениями, от кубизма до дадаизма и сюрреализма, и проложил путь для более поздних стилей, таких как поп (Энди Уорхол), минимализм (Роберт Моррис) и концептуализм (Сол Левитт). Будучи плодовитым художником и виртуозным шахматистом, его величайший вклад в историю искусства заключается в его способности ставить под сомнение, увещевать, критиковать и шутливо высмеивать существующие нормы, чтобы выйти за рамки статус-кво — он фактически санкционировал роль художника именно в этом.

Однако более или менее тайно он продолжал работать под именем Рроуз ​​Селави с 1923 по 1946 год.

Марсель Дюшан с первой женой Лидией

Личная жизнь художника

Его первый брак с Лидией Левассор-Саррацин распался в 1927 году, говорят также из-за ревности к шахматам (настолько, что однажды ночью она в отместку приклеила к нему все фигуры на доске). Для своего второго брака в 1968 году он выбрал жену, торговца произведениями искусства Тини Ситтлер, которая разделяла с ним такую ​​же страсть к шахматной доске.

Смерть и творческое наследие

Американский и французский художник современности Марсель Дюшан умер 2 октября 1968 года в своем доме в Нейи-сюр-Сен, Франция. Он был похоронен в Руане. По сей день его помнят как одного из великих новаторов современного искусства. Он изобрел новые способы мышления о том, чем может быть искусство, и радикально изменил представления о культуре.

(1 голосов, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Adblock
detector