Клод Моне: жизнь и творчество художника, знаменитые картины

Клод Моне (Oscar-Claude Monet; 14 ноября 1840, Париж, Франция — 5 декабря 1926, Живерни, Франция) известен во всем мире как великий художник и ведущий представитель импрессионизма. Сегодня мы расскажем вам о его жизни и о том, где вы можете увидеть его работы в Париже.

Кратко о художнике:

Дата рождения:14 ноября 1840
Место рождения:Париж
Дата смерти:5 декабря 1926
Место смерти:Живерни
Стиль:импрессионизм
Жанр:пейзаж, натюрморт, портрет
Живописец в молодости

Детство художника

14 ноября 1840 года Адольф и Луиза-Жюстин Моне во второй раз стали родителями. Второй сын, Оскар-Клод, родился в их парижской квартире на улице Лаффит, 45. Адольфу пришлось приложить особые усилия, чтобы обеспечить соответствующие условия для семьи, источником дохода которой был магазин, которым он владел. Поскольку доход от бизнеса начал медленно снижаться, семья приняла решение переехать на север, в Нормандию. Выбор Гавра был не случаен. Развивающийся портовый город предлагал множество возможностей для бизнеса, и, что наиболее важно, здесь жила сводная сестра Адольфа Мари-Жанна Гайяр, которая могла помочь семье Моне. Ее муж, Жак Лекадр, владел оптовым продавцом продуктов питания, который занимался поставками для судов.

Внезапно в 1857 году в связи со смертью Луизы в доме Моне воцарилась тишина. Осиротевший Оскар-Клод и его брат Леон-Паскаль находились под присмотром их отца, чья строгость была смягчена добротой тети Мари-Жанны.

Семнадцатилетний Клод постепенно убеждался в том, какой путь он хочет выбрать для себя. Не оправдывая ожидания своего отца, что он возьмет на себя семейный бизнес, он открыто продемонстрировал свое отвращение к школе, суровость которой никогда не мог смириться. В конце концов, он вынудил родителей отказаться от гимназии, где его уроки в основном были посвящены рисованию карикатур на учителей.

Тетя Мари-Жанна давно наблюдала за талантом племянника. Чуткая к искусству, она оплачивала мальчику частные уроки рисования у нескольких местных художников. Юный Моне сделал школьные шалости своим первым источником дохода: он выставлял свои карикатуры в магазине канцелярских товаров мистера Гравье. За два года он собрал на своей распродаже почти две тысячи франков, что стало прекрасным подтверждением его популярности среди посетителей магазинов. Талант Моне оценил и Эжен Буден, художник-маринист, который был немногим старше его и чьи работы также можно было купить на бумажной фабрике. Шел 1859 год. Моне больше не хотел оставаться в Гавре. Решение покинуть город было неизбежным ..

Возвращение в Париж

Молодой Моне

Оскар-Клод Моне говорил о поездке в Париж как о возвращении домой. Хотя он провел в столице только первые годы своего детства, он считал распространенное мнение о себе как о художнике из Гавра неловкой ошибкой, которую он постоянно исправлял в последние годы своей жизни. Между тем столь очевидная поездка в Париж для него была непростым решением для его родственников. Тетя настояла, чтобы он развил свой талант в Академии или в мастерской одного из ее мастеров. Отец Моне дал свое согласие на поездку таким же условием. Однако Клод знал, что скоро перестанет их выполнять.

Первым учителем Моне в Париже был Шарль Сюисс. Художник был более известен тем, что много лет назад позировал Жаку-Луи Давиду в качестве модели, и не мог многому научить своих учеников. Более того, для Моне важнее, чем познание секретов академической мастерской, были встречи с новыми художниками и посещение выставок и галерей. Париж очаровал его идиллической природой Монмартра, где кипела настоящая жизнь и бедные художники находили себе пристанище.

Неожиданно, после года, проведенного в городе, пришло сообщение о том, что Моне покинул Париж на семь лет. Он был призван на обязательную военную службу в Алжире.

Несмотря на очарование африканского света, Моне тяжело переносил здешние условия. Через год он заболел сыпным тифом и был отправлен домой на выздоровление. В армию он не вернулся благодаря поддержке заботливой тети. Моне снова смог вернуться в Париж, где осенью 1862 года он вошел в мастерскую Шарля Глейра. Советы академического мастера, идеализирующего реальность, были для Моне абсурдным. Его неодобрение разделяли и другие адепты живописи, встречавшиеся в мастерской Глейра: Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Жан Фредерик Базиль. Хотя со временем каждый из четырех друзей искал для себя разные художественные решения, в основе каждого из них лежала одна и та же сильная потребность отойти от академических условностей. Первое Прорывным шагом стала совместная поездка в лес Фонтенбло. В конце концов, вся группа решила покинуть студию Глейра.

Картина «Завтрак на траве»

Отверженные

Юные друзья стали свидетелями великой революции во французском искусстве, которая началась в 1863 году. Скоро они сами станут его частью.

В этом году Салон вошел в историю благодаря списку из нескольких тысяч работ, не допущенных к участию в нем. Чтобы смягчить волну растущих протестов среди разочарованных художников, император Наполеон III приказал организовать дополнительный Салон. Через две недели после окончания официального Салона во Дворце промышленности, публике были представлены 1200 человек, не допущенных к официальной презентации картин. Событие вошло в историю как Салон отверженных, а его флагманской работой, вызвавшей бурю у критиков и публики, стал «Завтрак на траве» Эдуара Мане.

Иконоборческий, пошлый, дерзкий, с многочисленными композиционными ошибками — так писала пресса о картине, игнорируя комментарий самого Мане, который объяснил, что главным предметом его работы был свет и что свет играет более важную роль над темой. Как ни парадоксально, рост критики повысил интерес к картине. Клод Моне, который с тех пор еще больше хотел выставляться в Салоне, с большим вниманием наблюдал за ним.

Портрет Камиллы

Успех Моне и картина для следующего Салона

Нет ничего более приятного для Моне, чем выходить на улицу с мольбертом. С введением в обиход новинки — готовых красок в тубах, стало еще проще. Художник часто уезжал из Парижа, чтобы усовершенствовать свою технику. В 1865 году Салон принял две его морские картины в результате независимых художественных поисков. Хотя композиции не привлекли особого внимания критиков, отзывы о них были положительными. Тем временем Моне был занят работой над широкоформатной работой «Завтрак» , в которой упоминалось не только название знаменитой картины Мане.

Композиция изображала людей, собравшихся на лесной поляне, и, как и в случае со знаменитым прототипом, основной ее темой был свет. В отличие от Мане, Моне работал на открытом воздухе, поэтому его образ стал результатом последовательных наблюдений за природой. Приближался крайний срок подачи работ для Салона 1866 года, и Моне уже знал, что завершить завтрак вовремя не удастся. Поэтому он решил нарисовать другую картину, на которой изобразил модель, и спутницу жизни — Камиллу Донсье. За четыре дня был создан портрет Камиллы или Дама в зеленом платье.

Действительно ли Моне удалось создать такое эффектное произведение всего за несколько дней, или же эта история была изящным рекламным ходом, придуманным самим художником — неизвестно. Бесспорно, портрет Камиллы произвел фурор в Салоне. Все поздравляли с отличной работой Мане, думая, что имеют дело с ошибкой в ​​подписи к снимку. Эта ситуация вызвала у обоих художников много эмоций, но, к счастью, породила длительные отношения, продлившиеся до смерти Эдуара Мане.

«Женщины в саду»

Успех «Дамы в зеленом платье» побудил Моне поработать над картиной для следующего Салона. Однако женщины в саду были отклонены жюри Салона 1867 года. Картина считалась банальной и несколько хаотичной по композиции. Никто из судей не заметил, что Моне сделал обычную тему поводом для рассказа о свете и его игре с материей. Этот свет был главным действующим лицом художника и с тех пор должен был оставаться им навсегда.

Однако отказ Салона был лишь одной из многих проблем. Камилла ждала ребенка, и нужны были деньги, чтобы ухаживать за ней должным образом. Между тем отец и тетя артиста нашли способ окончательно разорвать неприемлемые отношения, лишив его месячной зарплаты. Эта ситуация особенно негативно повлияла на отношения Моне с его отцом, у которого недавно родилась дочь от служанки.

Жан родился в августе. С тех пор Клод Моне, как глава семьи, постоянно сталкивался с постоянной нехваткой наличных денег, о чем свидетельствуют десятки сохранившихся писем родственникам и друзьям.

Часто прося поддержки у некоторых, он получал средства для выплаты кредитов, однако он вскоре снова оказался в долгах, чтобы купить продукты и материалы. Однако Моне оставался стойким в своей работе. В 1869 году он переехал из Парижа в район Буживаль, чтобы быть ближе к природе, но и чтобы сэкономить на повседневных расходах.

Жизнь Моне стала немного спокойнее, о чем свидетельствует свадьба с Камиллой в июне 1870 года. Однако семейное счастье было нарушено только через месяц из-за начала франко-прусской войны. Моне уехал в Лондон на время продолжающегося год конфликта. Его пребывание в Англии не только обеспечило ему безопасность, но и позволило выучить один из самых важных для него уроков живописи. Он был очарован работами Уильяма Тернера, его смелостью и бескомпромиссными решениями. Вскоре отголоски работ Тернера начали эхом отражаться в картинах Моне.

Вернувшись во Францию ​​осенью 1871 года, Моне на деньги, унаследованные им после смерти отца, снял дом в Аржантее, где прожил следующие семь лет. Город, расположенный всего в 10 км от Парижа, был идеальным местом для работы. Именно здесь были созданы бесчисленные ландшафты, в том числе знаменитое Маковое поле в Аржантее или Железнодорожный мост в Аржантее . Моне работал на суше и на воде. Благодаря специально построенной мастерской на небольшой барже он мог проводить бесконечные эксперименты по рисованию мерцающей воды, блестящей на солнце.

Впечатление. Восходящее солнце

Импрессионисты. Рождение легенды

Наконец-то пришло время показать публике результаты своего творчества. Шел 1874 год, и Моне и его друзья-художники осознали, что Салон никогда полностью не примет их художественные устремления. Несмотря на то, что каждый из них шел индивидуальным путем как художник, по общему мнению, они воспринимались как обычная группа неудачников. Поэтому казалось разумным объединить усилия для создания выставки. Местом проведения выставки было выбрано ателье фотографа Надара.

Незадолго до начала выставки Моне решил добавить еще одну свою картину — пейзаж на восходе солнца, написанный двумя годами ранее в Гавре. Он поспешно дал ей Impression, soleil levant — Впечатление. Восходящее солнце.

Первая выставка импрессионистов не принесла Моне ожидаемой популярности. Ему все же удалось продать очень мало работ, а покупатели платили за них почти символические суммы. 

Картину приобрел Эрнест Ошеде был первым коллекционером импрессионистского искусства, за 800 франков. Финансовые трудности были повседневной жизнью Моне, который отчаянно нуждался в состоятельном покупателе. Поэтому он с радостью принял заказ от Ошеде на роспись панно в своем доме. Живя со своим клиентом на время работы, Моне не предвидел, как судьба отвернется от него в мгновение ока. В 1877 году Эрнест Ошеде обанкротился, а работы Моне, как и работы других художников из его коллекции, были выставлены на аукцион. Потеряв работодателя, Моне приобрел нечто гораздо более ценное — особую дружбу с женой Ошеде, Алисой.

В 1878 году Камилла Моне родила второго сына Мишеля, но не смогла в полной мере насладиться материнством. Врачи диагностировали у нее неизлечимую опухоль матки, которая была связана с медленной, мучительной агонией. Алиса позаботилась о больной Камилле и детях.

Она переехала в Монети с шестью детьми. Ходят слухи, что отцом самого младшего был вовсе не месье Ошеде … а его любимый художник. Пара находилась в неформальной разлуке, тщательно скрываемой.

Когда в сентябре 1879 года жена Моне умерла, Алиса продолжала поддерживать отношения с Моне. В 1891 году умер муж Алисы, с которым она так и не рассталась официально. Теперь ничто не мешало совместному счастью Клода Моне и его невесты. Пара поженилась летом 1892 года.

Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

Вокзал Сен-Лазар

Творчество Моне и выставка импрессионистов

С 1874 по 1886 год прошло восемь выставок импрессионистов. Моне не участвовал в трех из них в 1880, 1881 и последнем в 1886 году. Однако он постоянно подчеркивал, что то, что у него было общего с группой, было больше взаимной дружбой, чем общим пониманием искусства. Как он признался в интервью в 1895 году, его работа никогда не ограничивалась рисованием предметов как таковых, а лишь настроением вокруг них и красотой окружающего их воздуха. Таким образом, на протяжении всей своей жизни Моне преследовал почти невозможное, но всегда был последовательным в своих усилиях. Доказательством огромной решимости столкнуться с уникальностью мимолетного момента является многократное повторение одного и того же мотива, составляющего серию работ.

В 1877 году Моне решил изобразить свое увлечение парижским вокзалом Сен-Лазар на холсте.

Шесть лет спустя, ища место для жизни вдали от шума и суеты Парижа, Моне открыл для себя Живерни. Небольшой поселок всего с тремя сотнями жителей, расположенный в 80 км к северо-западу от столицы, стал пристанищем мечты художника и его семьи. Именно в Живерни были созданы необычные циклы: стога сена и тополя, растущие вдоль реки Эпте, нарисованные от рассвета до заката с изменением времен года и погоды.

Созданные между 1888 и 1890 годами, картины все еще были лишь одним из следующих этапов на пути к захвату мимолетного мгновения. Моне последовательно сдвигал эту границу, умножая взятые на себя мотивы и, таким образом, стремясь к парадоксу — навсегда заключив на холсте лишь мимолетное представление — чистое и неповторимое впечатление.

Согласно тезису художника, каждый объект сам по себе не является специфическим. Его размер материализовался только в сочетании со светом. В свою очередь, то, как мы воспринимаем это как впечатления, определяется только первым взглядом, потому что только он может быть полностью объективным и нейтральным. Записью этих утверждений творчество Моне стало серией из тридцати полотен, изображающих фасад собора в Руане, созданных между 1892 и 1894 годами. Моне работал над представлениями собора, как и в предыдущей серии, в разное время суток и переменную Погода. В письмах жене Алисе он писал, что помешан на работе и пишет до семи картин одновременно.

Постепенно популярность Клода Моне росла, а вместе с ней и количество проданных работ художником. После многих лет нищеты и неопределенности, наконец, пришло время долгожданной стабильности. Художник купил дом в Живерни в 1890 году.

Эпоха импрессионистов постепенно уходила в небытие. В течение первого десятилетия 20-го века умерли Камиль Писсарро и Поль Сезанн, в 1911 году любимая жена Моне Алиса и три года спустя его сын Жан.

Последние годы жизни

Моне неоднократно впадал в депрессию и переставал творить. Однако он вернулся к живописи, которая была его единственным источником облегчения. Семидесятилетний художник стал страдать от все более серьезных проблем со зрением. Офтальмологи заметили стремительно прогрессирующую катаракту, но художник, известный своим упрямством, долгие годы отказывался от операции. Почти полностью потеряв зрение, он постоянно работал над панно большого формата.

В 1914 году друг Моне, премьер-министр Жорж Клемансо, при поддержке родственников художника предложил передать цикл с изображением водяных лилий французскому народу. Однако для того, чтобы реализовать его в соответствии с идеей Моне, потребовалась новая большая студия.

Художника беспокоило продолжающееся ухудшение зрения. Тем не менее, упорно работая, он завершил работу над серией картин и в 1922 году подписал акт о дарении цикла панно французскому народу. Операция, проведенная годом позже, позволила Моне частично восстановить зрение и вернуться к напряженной работе над следующей серией водяных лилий, мерцающих на поверхности воды. Художник продолжал его до самой смерти в 1926 году.

Список литературы
  • Свободная онлайн энциклопедия Википедия
  • Статьи на Яндекс Дзен
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии