Эдгар Дега: биография, творчество и известные картины

Эдгар Дега (Илер-Жермен-Эдгар де Га, Edgar Degas) — французский художник, один из известнейших представителей импрессионизма. Он родился 19 июля 1834 года в Париже. Эдгар был старшим ребенком из пятерых детей семьи Де Гас (во взрослом возрасте он решил объединить две части фамилии своих родителей). Его мать — Селестина Муссон Де Гас — родилась в Новом Орлеане (она была креолкой), а отец — Огюстен Де Гас — работал брокером на хлопковой ферме. Уже в 13 лет молодой художник осиротел потеряв мать. С тех пор его воспитанием занимались отец и дедушка.

Эдгар Дега

Кратко о художнике

Дата рождения:19 июля 1834
Место рождения:Париж, Франция
Дата смерти:27 сентября 1917
Место смерти:Париж, Франция
Стиль:импрессионизм, академизм
Жанр:портрет, жанровая живопись
Известные произведения:Голубые танцовщицы, Гладильщицы,
Абсент, Оркестр оперы
Тренировка молодых спартанцев
Тренировка молодых спартанцев
Семья Беллелли
Семья Беллелли
Дега в молодости
Фото Эдгара Дега в молодости

Ранние годы и первые успехи в живописи

Эдгар получил образование в области классики, включая латынь, греческий язык и древнюю историю, в лицее Луи-ле-Гран в Париже. Отец рано распознал художественные способности сына и поощрял его усилия по рисованию, часто водя в музеи Парижа. Дега начал с копирования картин итальянского Возрождения в Лувре и обучался в студии Луи Ламота, который преподавал в традиционном академическом стиле с акцентом на линии и упором на решающую важность рисования. На Дега также сильно повлияли картины и фрески, которые он видел во время нескольких длительных поездок в Италию в конце 1850-х годов. Он сделал много набросков и рисунков в своих тетрадях.

Доказательство классического образования художника можно увидеть в его относительно статичной ранней картине «Тренировка молодых спартанцев», написанной, когда ему было двадцать с небольшим. Несмотря на название и намеки на классическую драпировку на некоторых фигурах на заднем плане, мало что помещает сюжет этой работыв Древнюю Грецию. Действительно, было замечено, что у молодых девушек курносые носы и незрелые тела «монмартровского типа». Они предшественники танцоров, которых Дега так часто рисовал на протяжении своей карьеры.

Творческий путь художника

Первоначально Дега создавал в основном исторические произведения, позже он обратился к новым направлениям в искусстве, но никогда не шел по пути других импрессионистов, например, по пути дивизионизма (рисование пейзажей «чистыми», несмешанными цветами), который практиковал Моне. Самыми важными в его творчестве были люди, которых Дега часто изображал в очень динамичных и интересных позах.

Несомненно, он был связан с импрессионистами поиском красок и попытками запечатлеть прекрасные мимолетные моменты. Однако он не сосредоточился на черпании вдохновения у природы и даже преуменьшил значение практики «покидать» студию с аксессуарами. Сегодня считается что его включили в число представителей этого течения из-за дружбы с группой. С другой стороны, в творчестве самого Дега прослеживается влияние старых мастеров, работы которых он страстно собирал.

Дега также занимался скульптурой, но значительных успехов в этой области он так и не добился (по крайней мере, при жизни). Он выставил только одно произведение — «Четырнадцатилетний танцор», но его не оценили критики. После его смерти в мастерской было найдено еще около 150 восковых моделей, значительная часть которых была отлита в гипсе.

В 1856 году Эдгар Дега уехал в Неаполь, где остановился со своей семьей. В Италии он копировал работы итальянских художников и создавал собственные произведения искусства. Именно там он делал наброски к картине «Семья Беллелли», над которой он работал в течение 8 лет после своего возвращения в Париж (1859). Первая половина 1960-х годов ознаменовалась желанием Дега выставлять свои работы в Салоне. По этой причине он в основном создавал исторические работы — на темы античности.

После 1865 года, когда Салон принял его историческую картину «Несчастья города Орлеана», Дега больше не рисовал академические предметы, сосредотачивая свое внимание на сценах современной жизни. Он начал рисовать сцены таких городских видов досуга, как скачки, а примерно после 1870 года — певцов в кафе-концертах и артистов балета.

Выбор темы отражает современный подход живописца. Он любил сцены с балеринами, прачками, модистками и обитателями парижской светской жизни. Его интерес к артистам балета усилился в 1870-х годах, и в конечном итоге он написал около 1500 работ на эту тему. Это не традиционные портреты, а исследования, которые обращаются к движению человеческого тела, исследуют физическое состояние и дисциплину танцоров с помощью искаженных поз и неожиданных точек обзора.

Женщина, сидящая у вазы с цветами
Женщина, сидящая у вазы с цветами

Дега впитал художественные традиции и внешние влияния и по-новому интерпретировал их. После открытия торговли с Японией в 1854 году многие французские мастера, в том числе Дега, все больше находились под влиянием японской гравюры. Но в то время как его современники часто наполняли свои картины восточными образами, Дега абстрагировался от этих гравюр. Он также наблюдал, как итальянские маньеристы шестнадцатого века аналогичным образом обрамляли своих подданных, иногда отрезая часть фигуры. Например, в картине «Женщина, сидящая у вазы с цветами», фигура обрезана по правому краю, а часть ее левой руки едва видна в правом нижнем углу. В своем приглушенном наряде она кажется почти случайной рядом с буйством красок, составляющим центральную цветочную композицию. Необычные точки обзора и асимметричное обрамление — постоянная тема в работах Дега, особенно в его многочисленных картинах и пастелях с изображением артистов балета, начиная со времен «Танцовщицы в Барре», на протяжении десятилетий до «Танцовщицы в розовом и зеленом» и позже. Даже в более традиционных портретных работах, таких как «Герцогиня Ди Монтаджеси с дочерями Еленой и Камиллой», он добивается более современного эффекта, нарушая композиционный баланс.

Участие в войне и смерть отца

Во время франко-прусской войны (1870-1871) Дега вступил в армию. Во время тренировок по стрельбе у него обнаружили дефект зрения. Позже этот недуг стал одним из величайших опасений Дега. После войны художник уехал в Новый Орлеан, где жила его семья. Там он написал одну из самых известных своих картин — «Хлопковая контора в Новом Орлеане». Работа пользовался большим признанием и оказался единственным полотном, которое импрессионист продал музею при жизни.

Дега вернулся в Париж в 1873 году. Его отец умер в следующем году. Во время похорон и формальностей наследования выяснилось, что брат Эдгара, Рене, привел семью к огромным долгам. Чтобы расплатиться с ними, Дега продал свой дом и унаследованную коллекцию произведений искусства. Поскольку он не мог выставлять свои картины в Салоне (новаторские техники рисования все еще отвергались), он присоединился к группе молодых художников, заинтересованных в представлении своих произведений самостоятельно.

Женщина, купающаяся в неглубокой ванне
Женщина, купающаяся в неглубокой ванне

Эксперименты в живописи

Импрессионисты организовали свою первую выставку в 1874 году. Когда финансовое положение Дега улучшилось, художник вернулся к любимому занятию — коллекционированию картин величайших мастеров. картина. С 1980-х он увлекался фотографией и часто сам фотографировал (иногда даже зарабатывал на этом деньги).

После 1875 года Дега стал чаще использовать пастель в работах, таких как «Портреты на фондовой бирже». Живописец демонстрирует тонкое понимание характерных поз и одежды джентльменов в цилиндрах, которых он изображает. К 1885 году большинство его наиболее важных работ было выполнено пастелью. Он представил набор обнаженной натуры (все полотна выполненные пастелью) на заключительную выставку импрессионистов в 1886 году. Среди них была «Женщина, купающаяся в неглубокой ванне». Фигуры в этих пастелях подвергались критике за их неуклюжие позы.

Дега экспериментировал с множеством техник, разбивая текстуры поверхности штриховкой, противопоставляя сухую пастель влажной и используя гуашь и акварель, чтобы смягчить контуры своих фигур.

Последние годы жизни

В повседневной жизни он был очень непростым человеком. Эдгар говорил, что у художника не должно быть друзей и что его долг — сосредоточиться на своем творчестве. Таким образом, он провел последние годы своей жизни в одиночестве. 

В более позднем возрасте Дега стал замкнутым, угрюмым и впадал в приступы депрессии, вероятно, из-за прогрессирующей слепоты.

Мастер продолжал работать до 1912 года, когда он был вынужден покинуть студию на Монмартре, в которой он проработал более двадцати лет. Он умер пятью годами позже, в 1917 году, в возрасте восьмидесяти трех лет.

Эдгар Дега в старости

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии