Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника, знаменитые картины

Эдвард Мунк (Edvard Munch) родился 12 декабря 1863 года в деревне Одалсбрук в Лётене (Норвегия). Он был художником-символистом XIX века, представителем экспрессионизма и графиком. Живописец превзошел художественные условности и шокировал публику. Его называли скандальным и сумасшедшим, «художником уродства» и создателем «отвратительного экспрессионизма», а этот знаменитый норвежец особым образом испытывал эмоции, страхи и навязчивые идеи.

Репродукция на натуральном холсте, 31.5х40

Кратко о художнике:

Дата рождения:12 декабря 1863
Место рождения:Лётен, Хедмарк, Норвегия
Дата смерти:23 января 1944
Место смерти:Экелю, близ Осло, Норвегия
Стиль:модерн, экспрессионизм
Жанр:живопись, графика
Эдвард Мунк с семьей
Фото отца Мунка
Фото отца живописца

Детство художника

Эдвард Мунк — второй ребенок военного врача Кристиана Мунка и Лауры Бьёльстад. Он родился морозным днем и был очень слабым, в семье опасались, что он не выживет. В спешке было организовано крещение новорожденного, названного в честь деда по отцовской линии. Когда Эдварду исполнился год, семья Мунк, которая сначала жила в крайней бедности, переехала из Энглауга в четырехкомнатную квартиру для прислуги в Кристиании.

Лаура Бьельстад заболела перед свадьбой. Эдвард запомнил свою мать бледной (что еще более подчеркивалось черной одеждой, которую она обычно носила) хрупкой женщиной. В голове вырезается образ женщины с отсутствующими глазами, неподвижно сидящей в кресле. Менее чем через шесть лет после свадьбы Лаура — несмотря на проблемы со здоровьем — родила пятерых детей. Она была убеждена, что не переживет пятых родов, и в феврале 1868 года написала прощальное письмо своей семье. Она пережила роды. Спустя десять месяцев, 29 декабря 1868 года, она умерла, заболев туберкулезом. Осиротевшему Эдварду было пять лет. Это была первая из многочисленных травм.

Эдварда и его братьев и сестер воспитывала сестра покойной матери, тетя Карен. Несмотря на трудности, семья всегда держалась вместе и поддерживала друг друга. Кристиан Мунк, несмотря на все усилия, не был успешным в качестве главы семьи. У него были трудности с содержанием многочисленного потомства, проблемы на работе, со временем у него начали развиваться нервные и психические расстройства, а также крайний религиозный фанатизм.

Эдвард унаследовал эти нежелательные черты от родителей. В записях он писал, что мать передала ему физическую хрупкость, а глава семьи — характерную для него психическую слабость и склонность к безумию. С ранних лет он жил в страхе, его никогда не покидал призрак безумия и смерти. Его детство ознаменовалось борьбой с болезнями. В подростковом возрасте он болел бронхитом. Учился хорошо, но по состоянию здоровья пропускал много занятий. В конце концов, отец подумал, что домашнее образование будет лучшим для сына. Изолированный Эдвард стал все свободное время посвящать рисованию.

Рекомендуем к прочтению:

Неординарная и остроумная биография в комиксах. Стеффен Квернеланн

Дневники и письма. Книга от первого лица

Как читать и понимать живопись. Интенсивный курс. Наталья Кортунова

Художник в молодости

Набор для рисования по номерам, 40 х 50 см

Беспрецедентный артистический талант Мунка проявился уже в раннем детстве. Согласно истории, во время прогулки с тетей мальчик стал свидетелем марша слепых, который произвел на него такое впечатление, что позже он воссоздал сцену на полу семейного дома.

Его вдохновляло все, что он видел вокруг себя. Он рисовал этюды интерьеров, портреты, птиц, части тела, всевозможные предметы. Еще он увлекся рисованием исторических сцен из норвежских саг. В тринадцатилетнем возрасте он увидел ежегодную выставку Общества изящных искусств. С тех пор он регулярно посещал здания общества и оттачивал свой талант, копируя отечественных пейзажистов. Общество изящных искусств было единственным учреждением, на покровительство которого начинающие живописцы могли рассчитывать. Он организовывал выставки и покупал картины у художников. Однако это была очень консервативная структура, сопротивлявшаяся никаким изменениям и новым художественным веяниям.

Тем временем обучающиеся там норвежцы начали возвращаться из Парижа. Они принесли из французской столицы новые взгляды на искусство и неизведанный стиль. Перед отъездом в Париж сюжетами их работ были исторические мотивы, реалистичные сцены из быта простых людей, пейзажи. Вернувшись, они отобразили настроение, атмосферу, неоднозначные эмоции, мимолетные впечатления в живописи. Словом, появился импрессионизм. Молодые художники порвали с академизмом, и, поскольку им не нашлось места в Обществе изящных искусств, они организовали собственную Осеннюю выставку художников, которая вскоре получила государственную поддержку и «стала движущей силой норвежской художественной жизни».

Родственники поддержали творческие начинания Эдварда. Но в то же время глава семьи думал о более практическом образовании и профессии для сына. Эдвард решил попробовать себя в работе архитектора. Он поступил в техникум, который, однако, так и не окончил. Здоровье снова начало ухудшаться, в легких была кровь — симптом туберкулеза. Эдвард, который большую часть времени проводит дома, сделал еще один шаг на своем творческом пути. 22 мая 1880 года он отметил в своих записях, что приступил к работе над первой масляной картиной на холсте. Его дебютная картина — Старая церковь в Акере. В том же году он решил полностью посвятить себя искусству и в конце концов отказался от инженерных специальностей и профессии архитектора.

Период обучения изобразительному искусству

Вместо этого он поступил в Королевскую норвежскую школу рисования и изящных искусств в Кристиании, основанную его родственником — Якобом Мунком. Он развивал свои таланты и оттачивал мастерскую, и всего через полтора года вместе с несколькими коллегами арендовал мастерскую. Их учителем и наставником был Кристиан Крог, оказавший огромное влияние на ранние творения Мунка. 

Примерно в то же время живописец начал свою первую коммерческую работу, чтобы поддержать свою семью финансово. Эскизы и рисунки для газет он создавал без особого успеха. В 1882 году живописец окончил рисовальную школу. Его родной город не предлагал возможности дальнейшего художественного образования, поэтому, будучи слишком бедным, чтобы поехать учиться за границу, Эдвард продолжил свое образование самостоятельно. Он выходил на улицу писать пейзажи, создавал портреты друзей и членов семьи. Родные стали замечать, что его живопись все больше отличается от реализма. Младшему брату художника Андреасу это не понравилось, так как он считал, что произведения Эдварда незакончены, а сам художник психически неуравновешен.

Картина «Утро»

Мунк впервые обнародовал свои достижения на обзоре норвежской промышленности и искусства в Кристиании. Ему тогда было почти двадцать лет. Помимо работ признанных художников, на выставке были представлены молодые художники с небольшими достижениями. Там он представил картину под названием «Этюд головы». Однако именно Осенняя выставка стала прорывным событием для молодого поколения норвежских художников. Там Мунк выставил реалистичную картину « Девушка, разжигающая печь». Картина цвета бронзы привлекла мало внимания консервативных критиков, но коллеги похвалили Мунка за ее простоту и ясность. В следующем году художник показал картину «Утро» на Осенней выставке, которая подверглась резкой критике. Эдвард дебютировал на международной арене весной 1885 года. Произведения экспонировались на Всемирной выставке в Антверпене. Вскоре он ненадолго посетил Париж, где искусство витало в воздухе.

Картина Мунка «Больная девочка»

Первая любовь и переломный момент в творчестве

Семья Мунк провела лето 1885 года на берегу моря в Боррене в муниципалитете Хортен. Эдвард встретил там женщину и впервые влюбился. Милли Таулоу, которая была на несколько лет старше Эдварда, была замужем. Романтика влюбленных продолжилась и после возвращения в Кристанию. Пара была в отношениях несколько лет. Терзаемый этими непростыми отношениями, вынужденный лгать своей семье, Мунк много создавал в этот период. Именно из его записей мы знаем детали этих умственно и эмоционально изнурительных отношений с Таулоу.

Переломным моментом в карьере Мунка стала выставка картины «Больной ребенок», также известной как «Больная девочка». Эта работа вызвала бурю эмоций у зрителей. Публике работа не понравилась, критика и пресса разделились. Живописца обвиняли в нежелании совершенствоваться в искусстве, а его работу посчитали незавершенным этюдом.

Некоторые защищали художника, высоко оценивая смелость и новаторский подход художника. Картина с изображением страданий дитя явно отклоняется от реалистичных образов в пользу передачи кистью огромной эмоциональной нагрузки, печали и тоски художника. Со временем Мунк создал множество версий этого произведения. Норвежский художник изобразил как страдает старшая сестра Софи, которая умерла в пятнадцатилетнем возрасте.

Эдвард Мунк погряз в сложном периоде. Денег он не зарабатывал, произведения, представленные на последующих Осенних выставках, встретили равнодушно. Что еще хуже, его здоровье снова ухудшилось. Однако Мунк верил в себя и свои произведения. Он решил побороться за внимание зрителя. В апреле 1889 года в Кристиании произошло беспрецедентное событие. Молодой живописец с неопределенной позицией принял решение представить свои холсты на всеобщее обозрение, организовав выставку в штаб-квартире Союза студентов. Он выставил более шестидесяти картин и вдвое больше рисунков. Его работы встречали множество разгромных отзывов, но самое главное — начались дискуссии о молодом художнике. Мунк смело вошел в мир искусства, руководствуясь принципом «что бы они ни говорили, пока они говорят». Риск окупился. Среди всеобщего возмущения были и те, кто видел потенциал в молодом авторе. Вскоре норвежский художник получил стипендию, которая позволила ему поехать учиться во Францию.

Картина «Весенний день на улице Йогана»

Учеба в Париже

Настал момент, когда Мунк смог узнать о последних тенденциях в искусстве, увидеть работы уважаемых импрессионистов и символистов и черпать в них вдохновение. Он восхищался картинами Моне, Тулуза-Лортека и Сёра. Со временем он порвал с натурализмом, но продолжал искать собственный творческий путь. Он пробовал разные техники, создал несколько импрессионистических пейзажей, написанных в технике пуантилистов, которую так охотно и успешно использовали Поль Синьяк и Винсент Ван Гог.

«Весенний день на улице Карла Иогана» — это одна из картин, нарисованных крошечными вибрирующими пятнышками чистого цвета. Сам мастер назвал эти работы «проблеском импрессионизма в творчестве».

Пока Мунк находился во Франции, его отец умер. Эдварду даже не представилось возможности присутствовать на его похоронах. Одиночество и боль потери еще одного любимого человека нашли отражение в картинах, созданных после 1890 года.

Работа «Ревность»
Мадонна, написанная Мунком в 1894-1895

Берлинский период и особенности творчества Мунка

Все началось со скандала. Первая выставка Мунка в Берлине, на которой автор представил полсотни картин, вызвала скандал. Никто из организаторов раньше не видел работ Мунка, и ни один зритель не был готов к таким видам. Таким образом, в начале ноября 1892 года в столице Германии царила суматоха. Произведения Мунка считались оскорблением искусства. Консервативные члены Союза художников требовали подотчетности выставочного комитета. Работы стремились убрать «из уважения к искусству и честным художественным устремлениям». Через неделю выставку закрыли, но о скандальном художнике заговорили все Посыпались предложения о дальнейших выставках, и публика, привлеченная скандальной атмосферой, собиралась толпами.

Мунк остался в Берлине. Он снял студию и начал писать серию «Фриз жизни». Несомненно, на создание этих работ вдохновило существование берлинской богемы. Мунк принадлежал к сообществу художников, поэтов, писателей и философов разных национальностей. Серия Frieze of Life включает в себя такие полотна, как «Ревность», «Вампир», «Танец жизни», «Поцелуй», «Мадонна» и самая известная картина норвежца — «Крик». Полотно, получившее широкое общественное признание, изображает фигуру, которая пытается заглушить крик природы. Его художник услышал прогуливаясь с друзьями по Осло. Несколько копий шедевра находятся в стенах музея Мунка, а другие — в музее в Осло и частной коллекции.

Танец жизни. Картина Эдварда Мунка
Танец жизни, 1899-1900
Произведение «Крик»

«Фриз жизни» должен был включать восемнадцать полотен, которые, по мнению Мунка, в их взаимном соседстве и контексте окажут на зрителя совершенно иное воздействие, чем кажущиеся непонятными отдельные картины.

Они должны были показать самые могущественные силы, направляющие человеческую жизнь: восторг, любовь, страх и смерть. Однако вся серия была реализована не полностью, и многие картины из серии были написаны в нескольких вариантах, одержимо возвращаясь к одной теме.

Пребывание в Берлине было самым творческим периодом. Мунк был одержим темами смерти, безумия и гендерного конфликта. Его картина — это выражение одиночества и боли существования. В берлинский период он создавал работы, которые являются витриной живописи Мунка: беспокойные, волнистые линии, сочетания насыщенных, контрастных цветов, кроваво-красная доминанта и упрощенные формы.

Мунк считается экспрессионистом-символистом. Норвежские работы насыщены аллегориями и содержат символическое содержание. Однако с формальной точки зрения они следуют экспрессионистской условности. Его творения мрачны, как ночь, погружены в элемент пессимизма и невротических навязчивых идей. Картины Мунка — результат наблюдения за миром, но в равной степени — и в результате заглядывания в глубины собственной души, из анализа интерьера.

Первое символическое изображение, которое написал норвежский художник, это Меланхолия 1891 года. Чтобы получить правильный драматический эффект, художник использует неглубокую перспективу, которая подчеркивает фронтальный снимок переднего плана. Отдельные цветные пятна разделены четким толстым контуром, он использует упрощения и резкие контрасты черного и белого. Его холсты — это попытка передать через формы и цвета душевные состояния, внутреннее напряжение и страхи

Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

Эдвард Мунк и его женщины

Мунк вызвал интерес и желание женщин, это факт. Он был красив, и его окружала аура таинственности, привлекавшая противоположный пол. Однако, он чувствовал, что это истощает его энергию, лишает творческих способностей, ослабляет как мужчину и художника. Возможно, он немного неосознанно дистанцировался от серьезных отношений, опасаясь потери другого любимого человека, которую постоянно переживал с детства.

Среди женщин, близких Мунку, помимо уже упомянутых, были: эмансипированная художница Ода Крог, муза художников Юль Дагни, английская скрипачка Ева Мудоччи, модель Биргит Престё, но был ли характер их отношений, эротический или чисто платонический, остается загадкой. Конечно, более глубокая связь связывала Мунка с Туллой Ларсен. Но эти длительные бурные отношения, полные разрывов и возвращений, не принесли ему удовлетворения. Художник почувствовал давление со стороны женщины, которая хотела создать семью и настаивала на женитьбе. В 37 лет мастер случайно оторвал палец левой руки. Несчастный случай произошел, когда он пытался забрать револьвер у своей любовницы Туллы Ларсен, которая пыталась покончить жизнь самоубийством. Мунк поплатился за все увеличением психических недугов и алкоголизмом.

Фильм о Мунке, 1974 год

Лечение и последние годы жизни

На рубеже веков Мунк много работал, но при этом все чаще употреблял алкоголь, и его здоровье ухудшалось. У него были галлюцинации и бред, он страдал манией преследования. Художник оказался в клинике, где пробыл восемь месяцев лечил психическое расстройство. После выздоровления он успокоился, и в его работах перестали преобладать катастрофизм и пессимизм.

Он творил в духе фовизма, драма сменилась лирическим настроением в его картинах, со временем он отошел от демонизации образа женщины. Мунк также любил графику, гравюру на дереве и литографию. Это позволило ему создавать новые варианты своих работ и использовать мотивы, к которым он любил возвращаться. Мунк создал около восьмисот рисунков, которые были хорошо приняты и оценены за их технику. Великий норвежец получал заказы на портреты, а также оформлял афиши и декорации к пьесам Ибсена.

На четвертом десятке жизни известный художник навсегда поселился в родной Норвегии. Критики и художественная общественность стали относиться к нему серьезно и с уважением. После Первой мировой войны Мунка включили в число классиков современного искусства. Хотя он избегал классификаций — потому что он поглощал мир всеми своими чувствами и давал свои впечатления миру в форме субъективного искусства — его талант, индивидуализм и чувствительность были оценены.

В 1918 году художник переболел испанским гриппом, но сумел оправиться от болезни, и даже написал автопортрет после испанки. В 1930 году у Мунка произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза. Это событие привело к тому, что художник почти перестал заниматься живописью, рисуя лишь эскизы.

Мунк дожил до глубокой старости. Поздние полотна, изображающие художника, гуляющего по дому, читаются как попытка укротить одиночество, старость и подготовиться к неминуемой смерти.

Мунк умер через месяц и один день после своего восьмидесятилетия 23 января 1944 года в Экели, где он скрывался после вторжения Германии в Норвегию. В конце жизни за ним ухаживала хозяйка, иногда его навещали друзья. Художник тихо скончался — после ужина он заснул, и больше не проснулся. Он был похоронен с почестями, а музей его творчества (музей Мунка) был открыт в Осло к 100-летию со дня его рождения.

Список литературы
  • Свободная онлайн энциклопедия Википедия
  • Статьи на Яндекс Дзен
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии