Эгон Шиле: биография австрийского живописца и известные работы

Эгон Шиле (Egon Schiele) — австрийский живописец и график XIX века. Он родился 12 июня 1890 года в городке Тульн-на-Дунае, в тридцати километрах от Вены, где отец мальчика — немец по происхождению — Адольф Шиле руководил железнодорожной станцией в качестве офицера императорских железных дорог. 

«Я люблю противоречия» — эти слова встречаются на одном из рисунков, которые Эгон Шиле создал в тюремной камере в апреле 1912 года. Это утверждение является ключом к пониманию жизни и творчества предшественников венской современности. Его картины показывают сосуществование жизни и смерти, представляя собой сочетание эротики и драмы, похоти и страдания. Ведь он был блестящим живописцем, одним из тех художников, чьи работы вызывают у зрителя сильные, часто противоречивые чувства и никогда не остаются к нему равнодушными.

Кратко о художнике

Дата рождения:12 июня 1890
Место рождения:Тульн-на-Дунае
Дата смерти:31 октября 1918
Место смерти:Вена, Австро-Венгрия
Семьяжена — Эдит Хармс
Стиль:ню, автопортрет
Жанр:портрет, автопортрет, пейзаж и аллегория
Известные картины:Автопортрет, Портрет Валли, Молодая мать,
Male nude, Female nude, Two friends
Эгон, Мелани и Эльвира Шиле с родителями

Биография художника

Никто до него и никто после не умел сочетать в своих произведениях эротику и высокое искусство. Индивидуальный стиль и характерная линия Шиле делают его работы абсолютно уникальными и легко узнаваемыми. Выразительные по своей художественной форме, непристойные и провокационные по своей тематике, работы Эгона очаровывают и вдохновляют людей во всем мире, в том числе таких писателей, как Марио Варгас Льоса, которые не скрывали своей любви к творчеству художника.

Был ли Шиле провокатором, убежденным в своей гениальности, который хотел добиться славы любой ценой со скандальными сюжетами, или он был одержимым сексом? Споры и интерпретации относительно личности Шиле все еще продолжаются. 

Художник провел большую часть своей жизни в Вене, в период упадка австро-венгерской монархии. Посещая сегодня австрийскую столицу, невозможно не заметить многочисленные следы творчества Шиле — образы художника, его знаменитых моделей в характерных, слегка причудливых позах и ярких чулках выделяются из плакатов, обложек книг, рекламных столбов. Работы Эгона вносят свой вклад в атмосферу города и подчеркивают его особую атмосферу, поэтому неудивительно, что все дороги в Вене ведут к музею Леопольда, который может похвастаться самой большой коллекцией работ Шиле в мире.

Эгон Шиле. Фото в возрасте 18 лет
Фото Эгона Шиле в возрасте 18 лет

Cимволами его детства стали поезда, увиденные из окна квартиры, в которой семья жила в здании вокзала. Шиле проявил свои художественные способности в возрасте шести лет, рисовал то, что знал лучше всего — поезда и железные дороги. Художественный энтузиазм, сопровождавший Шиле в детстве, превратился в навязчивую идею, которая росла с развитием психического заболевания его отца. Семейная трагедия сделала искусство единственным способом вырваться из одиночества и страданий для мальчика. Многие ученые считают, что отец имел решающее значение для дальнейшего жизненного пути и характера мастера.

Драма, ознаменовавшая жизнь семьи, началась с свадебного путешествия в Триест родителей живописца — Марии и Адольфа, во время которого девочка, воспитанная в пуританской семье, не подпускала мужа к себе. Хотя молодые люди были влюблены и поженились против воли родителей невесты, брак долго не мог состояться, что побудило Адольфа утешиться в объятиях проститутки, заразившей его сифилисом. Болезнь нанесла серьезный ущерб психике мужчины, вызвала у Марии выкидыш при первых трех беременностях и принесла стыд и позор семье. Вероятно, из-за сифилиса отца, Шиле был маленьким, тощим и болезненным ребенком.

У Адольфа были видения, он разговаривал и играл в карты с фигурами, которые представлял в своем воображении. В конце концов он сошел с ума и сжег свои семейные сбережения и ценные бумаги незадолго до смерти в 1904 году. Их дядя Леопольд Чихачек стал законным опекуном мальчика и его сестер. Мать с самого начала не принимала артистических амбиций сына — она ​​хотела, чтобы Шиле стал инженером. Мальчик посещал школу-интернат в городе Кремс и имел огромные трудности в обучении — он повторял занятия несколько раз, возможно, потому, что не терпел одиночества и отдаленности от своей семьи. Он интересовался только рисованием, пренебрегая другими своими обязанностями, из-за чего его выгнали из школы. Его дядя, наконец, согласился учиться мальчика в Академии изящных искусств в Вене, куда шестнадцатилетний Эгон легко поступил после успешной сдачи экзаменов.

Картина «Отшельники», 1912

Встреча с наставником — Густавом Климтом

Поворотным моментом для юного Шиле стала встреча с Густавом Климтом, который в то время, несомненно, был самым уважаемым и влиятельным художником Вены. Сорокапятилетний автор знаменитого «Поцелуя» увидел признаки гения в семнадцатилетнем юноше и позаботился о нем, в чем-то заменив отца. Картины Шиле того периода явно вдохновлены творчеством мастера.

Эгон Шиле и Густав Климт
Эгон Шиле и Густав Климт

Творчество и формирование собственного стиля

Вместе с группой студентов, недовольных консервативным профилем школы, живописец подписал официальный протест, чтобы окончательно покинуть академию в 1909 году и начать самостоятельный путь. Несмотря на сопротивление матери, он снял студию в Вене и стал решительно добиваться славы.

Бросив колледж, Эгон Шиле привязался к 17-летней Валли Нойциль, одной из моделей Климта. Считается, что у Густава мог быть роман с его натурщицей. Тело рыжеволосой девушки увековечено во многих работах Шиле, благодаря которым она сама стала иконой венского экспрессионизма.

Художник понимал, что подражая Климту, ему не добиться успеха. Поэтому он решил сосредоточиться на темах, к которым еще никто не относился с той храбростью, к которой он был готов. Провокационные темы и характерные позы моделей должны были стать визитной карточкой его творчества.

Уже в возрасте двадцати лет художник выработал индивидуальный стиль, который шокировал тем, как он изображал человеческое тело, и в то же время вызывал восхищение техникой рисования и экспрессионистской манерой подачи сюжета. Несмотря на то, что его смелые работы были оценены в художественной среде и демонстрировались на многих выставках, они не находили своего покупателя.

Автопортрет Эгона Шиле
Живописец с женой Эдит Хармс

Эгон Шиле был убежден в своей гениальности и своей мужской привлекательности. Объективно не очень красивый, с мрачным лицом, диким взглядом и маленькой исхудалой фигурой, он был уверен, что женщины любили ему позировать. Интерес противоположного пола подогревал его нарциссизм, который проявлялся в многочисленных автопортретах. Всего за время жизни их было создано более нескольких сотен.

Образы живописца обогатились личной символикой — например, его руки, переплетенные в пантомимических жестах, чрезмерно вытянутые, всегда были на переднем плане.

Глядя на автопортреты мастера, невозможно не заметить, что они иллюстрируют печаль, одиночество, а иногда и непреодолимую боль или страдания. Подобно тому, как обнаженные тела Шиле демонстрируют не только обнаженные тела, они также выражают бурные эмоции (цветные пятна подчеркивают анатомические детали или такой элемент одежды, как чулки — особый фетиш экспрессиониста), так и автопортреты показывают драму существование и основное противоречие, которое присуще человеческой судьбе — сосуществование жизни и смерти. Художник был недоброжелателен к себе — в большинстве его рисунков и акварелей его лицо с чрезмерно большими глазами отталкивает своим выражением, в то время как его тело отталкивает своим изможденным, болезненным видом.

Несмотря на то, что автор понимал, что его работы были слишком непристойными и вульгарными (и, следовательно, практически непродаваемыми), не боясь нарастающих обвинений в распространении порнографии, он сосредоточился на действиях. Изображения человеческого тела (или тел, запутанных в объятиях или акте совокупления) стали — наряду с портретами — основной темой творчества=.

Обнаженные, в странных позах, демонстрирующие детали анатомии, модели, друзья, проститутки, а также сестры Герти и Мелания позировали для его работы. Он также брал бездомных детей, гуляющих по парку, кормил их, а потом рисовал — иногда тоже голыми.

Фото музы художника — Валли Нойциль

Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

Одержимый сексуальностью, живописец изучал человеческие тела, не боясь показать самые интимные зоны. При рисовании он часто использовал лестницу, чтобы смотреть на модели сверху. В работах мастер чаще всего использовал особую смешанную технику — рисовал на бумаге и одновременно писал акварельными красками, карандашами, углем, дополнительно используя гуашь. 

Работы живописца вызывают противоречивые чувства — восхищение тонкими контурами и акварельными пятнами соседствует с неким отвращением, вызванным уродством изображенных на них человеческих тел, намеренно показанных во всех своих несовершенствах.

Валли поддерживала Шиле на его творческом пути, несмотря на то, что совместной жизни мешало тяжелое материальное положение. Художник много путешествовал, выставлял свои работы во многих европейских городах и наслаждался гостеприимством своих друзей. В 1912 году он решил отдохнуть от городской жизни и поселиться с возлюбленной в идиллическом городке недалеко от Вены. Они поехали в Крумау (ныне Чески-Крумлов) — место, где выросла его мама. Город очаровал художника и вдохновил на создание пейзажей.

Консервативная община маленького городка не могла принять тот факт, что Эгон Шиле сожительствовал с Нойциль. Атмосфера вокруг пары стала настолько неблагоприятной, что он был вынужден покинуть окрестности через несколько недель пребывания.

После отъезда из Крумау он попыталсч поселиться в другом городке недалеко от Вены — Нойленгбахе. Местные дети позировали для рисунков, в результате чего художника обвинили в соблазнении несовершеннолетних, распространении порнографии и оскорблении морали. Эгон был арестован, а его квартира подверглась обыску. Его работы были конфискованы как непристойные, а сам Шиле провел три недели в местной тюрьме в ожидании суда. В конце концов суд отклонил наиболее серьезные обвинения, но счел рисунки порнографическими и приговорил его к тюремному заключению сроком на двадцать четыре дня.

Вернувшись в Вену осенью 1912 года, Эгон Шиле арендовал студию, где он проведет последние шесть лет своей жизни. В последующие годы его картины и акварели экспонировались на многих выставках, в том числе в знаменитом Венском Сецессионе.

Знакомство с будущей супругой

Весной 1914 года Эгон познакомился с сестрами Адель и Эдит Хармс, которые жили неподалеку. Обе девочки происходили из хорошей, среднего достатка и относительно богатой семьи. В июне 1915 года художник женился на одной на Эдит Хармс, которая имела лучшее положение в социуме, чем его любовница. В связи с началом Первой мировой войны Шиле был обследован медицинской комиссией, и только в третий раз его годность к военной службе была оценена. Через несколько дней после женитьбы он уехал в Прагу на военную службу. Жена была рядом с ним и размещалась в отеле. Благодаря заступничеству сторонников его таланта и покровителей артист не был отправлен на фронт. В рамках службы ему были поручены административные задачи, всегда недалеко от Вены, что позволяло ему свободно рисовать, выставлять свои работы и продолжать свою творческую карьеру.

В 1917 году, выполняя свои обязанности на поле боя, умерла Валли, которая после расставания с художником начала работать медсестрой в Красном Кресте. Этот факт глубоко шокировал Эгона. После того, как он женился на Эдит, его жизнь успокоилась и стабилизировалась, во многом благодаря чекам, которые семья его жены отправляла молодым каждый месяц. Чтобы успокоить ревнивую жену, он все реже рисовал обнаженных моделей, сосредотачиваясь на других предметах.

Картина «Семья»

Последние годы жизни

1918 год оказался одновременно самым плодотворным и самым трагическим в жизни Шиле. В феврале умер Густав Климт, Эгон Шиле нарисовал его портрет на смертном одре. Вместо мастера именно Шиле руководил выставкой Венского Сецессиона 49 марта. Сам он выставил 19 картин маслом, 29 рисунков и акварелей, добившись огромного художественного и коммерческого успеха. На деньги, полученные от продажи своих работ, он арендовал вторую студию, где мог писать широкоформатные холсты. Летом выяснилось, что Эдит ждет ребенка, и Эгон, чувствуя себя все лучше и лучше с его буржуазной стабильностью, был счастлив и подготовился к роли отца. Однако видение счастливого отцовства, представленное на полотне «Семья», никогда не сбудется.

В октябре 1918 года на шестом месяце беременности Эдит заразилась ужасным испанским гриппом в Вене. Она умерла 28 октября, и Шиле присоединился к ней через три дня. Он оставил после себя триста тридцать картин маслом и более трех тысяч работ на бумаге.

В 2016 году на экраны вышел фильм «Эгон Шиле: Смерть и дева» (Egon Schiele: Tod und Mädchen). Картина повествует о жизни и творчестве австрийского экспрессиониста и его отношениях с сестрой Герти и возлюбленной Валли.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии