Фрида Кало: история жизни и творчества великой художницы

Фрида Кало де Ривера, известная под именем Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон — мексиканская художница, которая прославилась необычными автопортретами и непростой судьбой.

Фрида считается одной из ярчайших фигур  в изобразительном искусстве двадцатого века. Вопреки страшной аварии, она стала одной из самых сильных и известных женщин и сохранила крепость духа на протяжении всей жизни.

Кратко о художнице:

Дата рождения:6 июля 1907
Место рождения:Мехико, Мексика
Дата смерти:13 июля 1954
Место смерти:Мехико, Мексика
Семья:муж Диего Ривера
Стиль:наивное искусство, примитивизм,
сюрреализм
Жанр:живопись, гравюра
Известные произведения:Диего и я, Диего и Фрида Кало,
Автопортрет в бархатном платье, Сломанная колонна,
Да здравствует жизнь, Две Фриды,
Моя нянька и я, Корни,
Что мне дала вода, Автобус
Семья Фриды Кало
Фрида Кало в мужском костюме. Фотография с семьей

Картина по номерам — «Да здраствует жизнь», 40х50 см

Всю жизнь художница имела серьезные проблемы со здоровьем, так как с шести лет болела таким тяжелым заболеванием, как полиомиелит. Будучи подростком она получила тяжелые травмы в результате аварии, из-за чего в будущем перенесет множество оперативных вмешательств. В 1929 году Фрида станет женой именитого коллеги-художника Диего Риверы, однако не сможет родить ребенка из-за бесплодия и трагических выкидышей, которые принесут ей немало страданий. Непростая судьба художницы запечатлена на картинах, которые для почитателей ее творчества являются символом стойкости духа и независимости.

Детство и проблемы со здоровьем

Родилась Фрида Кало в населенном пункте Койоакан, расположенном на окраине города Мехико, в семье немецкого фотографа Гильермо Кало и Матильды Кальдерон — мексиканки с индейскими корнями. Она была третьим ребенком в семье. По наиболее распространённой версии, которая основана на словах художницы, ее отец был евреем. Но более позднее исследование определило, что он родился в немецкой лютеранской семье, корни которой отслеживаются до шестнадцатого века.

В шестилетнем возрасте художница перенесла тяжелое инфекционное заболевание — полиомиелит, который поражает нервную систему и приводит к тяжелым параличам конечностей. Болезнь затронула правую ногу, в результате она стала тоньше левой и появилась хромота, сохранившаяся на всю жизнь. Кало была вынуждена скрывать эту проблему под длинными юбками на протяжение всей жизни.

Болезнь сделала девочку замкнутой. Она страдала от издевательств сверстников, но семья проявляла заботу о ней. Ее отец занимался с ней боксом, чтобы помочь ей восстановить физическую форму. Он приобщал дочь к литературе и философии, обучал ее основам фотографирования и ретуши снимков.

Детское фото Фриды Кало
Картина по номерам - 6

Картина по номерам — «Автопортрет», 40х50 см

Фрида приступила к учебе позже других детей из-за болезни. Сначала она поступила в немецкую школу, но была исключена за плохое поведение. Позже ее отправили в учебное заведение, которое занималось подготовкой педагогов, но столкнувшись с домогательствами преподавательницы, покинула и это учебное заведение.

В 1922 году в возрасте пятнадцати лет будущая художница поступила в Национальную подготовительную школу «Препаратория». Она занялась изучением медицины. Туда было сложно поступить с учетом того обстоятельства, что это заведение только начало принимать девочек (из двух тысяч студентов было только тридцать пять девушек). Кало стеснялась того обстоятельства, что она самая старшая студентка среди однокурсников, по этой причине не разглашала истинный возраст, говоря, что родилась в 1910 году. Этот год ассоциировался с началом революции, поэтому художница провозгласила себя «дочерью революции». В школьные годы Фрида и 8 ее одноклассников организовали неформальный кружок «Качучас». Позже участники кружка стали основными деятелями мексиканской культурной элиты того времени.

Рекомендуем к прочтению:

Визуальная биография. Софи Коллинз

Биография в комиксах. Мария Хессе

Фрида Кало. Акилле Бонито Олива

Роковая авария

В возрасте восемнадцати лет Фрида и парень Алехандро стали жертвами аварии, в результате которой деревянный автобус столкнулся с трамваем. Девушка получила множественные тяжелые травмы и в течение года оставалась прикованной к постели.

После трагедии, ей пришлось проститься с мечтой стать доктором, но у Кало появилась мысль стать медицинским иллюстратором. Так художница начала создавать свои первый шедевры после страшной аварии в период реабилитации, лежа в постели. Тематика смерти и хрупкости часто прослеживалась в ее полотнах, а больничная койка стала своеобразным символом творчества Фриды.

После аварии Кало впервые попросила у отца кисти и краски. Родители соорудили над ее кроватью балдахин и прикрепили зеркало, глядя в которое она могла рисовать. Большинство ранних картин были портретами ее сестер, школьных подруг или автопортреты. Однако первым полотном стал именно портрет самой себя. В будущем Фриде придется научиться владеть своим телом, ходить и обрести свободу, перестав быть обузой для родных. После длительной реабилитации художница вступила в ряды Коммунистической партии Мексики, где повстречала огромное количество партийных активистов и художников.

«Я осталась жива, и вдобавок мне есть ради чего жить. Ради живописи» — цитата Фриды Кало

Фрида с мужем

Встреча с будущим мужем — Диего Риверой

В 1928 году художница вступила в ряды Мексиканской коммунистической партии.
Супруги познакомились, когда начинающая художница нуждалась в мнении опытного специалиста. Фрида показала ему 3 портрета, которые очень впечатлили Диего своей необычное энергетикой, характером и серьезностью. Полотна были выполнены без приемов, которыми пользуются неопытные мастера, чтобы продемонстрировать свою оригинальность.

Ривера увидел в работах Кало самобытность и честность. Вопреки двадцатилетней разнице в возрасте, они начали встречаться и планировать бракосочетание. Мать невесты была категорически против, назвав их союз браком голубки со слоном. Так как Ривера был высокого роста и крупного телосложения, а Фрида всегда оставалась хрупкой и миниатюрной. Отец художницы дал согласие на брак, зная что жених — состоятельный человек.

В 1929 году Диего и Фрида сочетались узами брака. Совместная жизнь супругов была настолько удивительной, что о ней слагали легенды. После свадьбы молодожены поселились в штате Морелос, где во время гражданской войны проходили кровопролитные сражения. Это место оставило неизгладимый след на творчестве художницы. Она черпала свое вдохновение в мексиканском народном творчестве. Историк Андреа Кеттенманн считал, что большое влияние на Кало оказал трактат мексиканского художника Адольфо Бест Моугарда. В ее картинах присутствуют приемы, описанные этим мастером: отсутствие перспективы и сочетание элементов доколумбийского и колониального периодов мексиканского искусства.

В тридцатых годах Фрида временно проживала в Соединенных Штатах Америки, где работал муж. Это заставило её крайне остро ощущать национальные различия в мире. Художница придерживалась стиля доиспанской эпохи в крое своих нарядов. Так она выражала свои феминистские и антиколониальные убеждения. Фрида не подчинилась европейским модным тенденциям даже после переезда в Сан-Франциско в 1931 году.

Автопортрет в бархатном платье
Автопортрет в бархатном платье — первая серьезная работа художницы

Картины Фриды Кало и выставки

На картинах художница часто изображает себя в необычных образах: со слезами на глазах и ликом мужа во лбу, истекающей кровью, сломанной. Ее талант — превращать свою боль в искусство, которое проникает в сердце зрителя. Большая часть картин Фриды Кало имеет небольшие размеры, чтобы подчеркнуть интимность их содержания.

В Москве выставка картин Кало прошла с успехом в 2003 году. Полотно под названием «Корни» было выставлено в 2005 году в галерее «Tate» (Лондон, Великобритания), а персональная выставка в этом же музее стала одной из самых удачных в истории галереи, так как насчитывала приблизительно триста семьдесят тысяч посетителей.

Несколько картин и личные вещи мексиканской художницы находятся в доме-музее. Поместье в Койоакане построили за 3 года до появления на свет Кало на маленьком участке земли. Оно являлось образцом колониального строения и не меняло свой внешний вид около тридцати лет.

Диего и Фрида придали ему вид, который сохранился до наших дней: преобладающий синий цвет, красивые большие окна, которые украшены в самобытном индейском стиле, две фигуры Иуды, охраняющие вход. Кисти и палитры художницы оставлены на рабочем столе, на прикроватном столике лежит шляпа Диего, его халат для работы и стоят большие ботинки. В огромной угловой спальне находится стеклянная витрина, увенчанная надписью, оглашающей дату рождения Кало. Она была сделана спустя четыре года после кончины художницы. В годе рождения намеренно допущена ошибка, так как Фрида всегда считала, что родилась вместе с Мексиканской революцией, которая началась в 1910 году.

Дворик с насыщенными голубыми и красными стенами также украшает надпись, сообщающая о том, что с 1929 по 1954 год здесь проживали супруги, которая также искажает действительность, отражая сентиментальное и идеалистическое отношение к браку.

Картина с сочным и ярким принтом для украшения интерьера, 60х40 см

Дом-музей Фриды Кало

Троцкий и Фрида Кало

В январе 1937 года Фрида вместе с единомышленниками встретили в мексиканском порту супругов Троцких, после чего они отправились в Койоакин. Диего пригласил Льва Давидовича и его супругу в особняк, в котором родилась художница, предоставив ему политическое убежище. Ривьера не смог встретить революционера, так как попал в больницу с болезнью почек.

В целях безопасности окна в голубом доме были заложены кирпичом. Троцкий и Ривера были одержимы работой, но в свободное время вместе с женами устраивали пикники в окрестностях Мехико. Темпераментная художница привлекала Троцкого, он писал ей письма и оставлял их в книгах, которые рекомендовал для чтения. Вскоре увлечение Фридой переросло в роман, а любовники стали встречаться в доме ее сестры Кристины.

Однако, жена Троцкого, которой на тот момент было 55 лет, стала подозревать мужа в адюльтере, и замкнулась в себе. Заметив это Лев Давыдович, решил объясниться с женой и со временем она его простила. Роман, который вскружил голову Троцкому прекратился, и они с женой покинули дом в Койоакине, прожив в нем 2 года.

Спустя несколько месяцев, в годовщину Октябрьской революции, Лев Троцкий получил в подарок автопортрет испанской художницы. Однако, при переезде он не стал забирать картину с собой.

Фото художницы

Биcексуалка, пьяница, калека, художница с монобровью — как только не называли темпераментную мексиканку. Великая художница прожила сложную, но наполненную событиями жизнь. Чтобы проникнуться жизнью гениальной испанской художницы, посмотрите фото и известные картины, которые сейчас находятся в частных собраниях, музеях и продаются на аукционах.

Фрида Кало с сестрами
Голая Фрида Кало
Frida Kahlo: фото в молодости
Редкое фото Фриды Кало при жизни
Фото с мужем при жизни

Фильм о невероятной мексиканке

Фильм «Фрида» (Frida) — это яркая кинобиография мексиканской художницы. Лента режиссера Джулии Теймор шесть раз номинирована на премию «Оскар».

Мексика в фильме перенасыщена красками, слишком поющая, праздничная и пьяная. В созданном независимой фирмой Miramax фильме образ Кало показан в развитии: от жизнелюбивой, страстной молодой девушки — к мученице. Режиссер Джулия Теймор (Julie Teymor) поставила в центр внимания зрителя не политические убеждения или страдания Кало, а ее жизнерадостность и свободолюбивую натуру, которые художница сумела сохранить, несмотря на удары судьбы. С одной стороны — это своеобразная уступка ожиданиям публики, с другой – популяризация Фриды Кало в широких массах.

На главную роль претендовали Мадонна (Madonna) и Дженнифер Лопез (Jennifer Lopez). Для сопродюсера и исполнительницы главной роли Сальмы Хайек этот фильм стал настоящим триумфом, который вывел ее за стандартное амплуа сногсшибательной красотки-вамп.

Кадр из фильма
Прощание с Фридой Кало

Последние годы жизни и смерть

В последние годы жизни боль художницы с каждым днем ухудшалась. Сначала ей отняли пальцы, после — ногу. Боли в спине не прекращались, а вспышки пневмонии не давали жить полноценной жизнью. Художница понимала, что жить ей осталось недолго, поэтому заранее купила мужу подарок на 25-летие совместной жизни.

На последней картине Фриды Кало изображены арбузы — любимый мексиканский фрукт. Некоторые из них разрезаны, что является символом приближения кончины, но их красная мякоть подобна жизни — сочной и наполненной яркими событиями. Чувствуя дыхание смерти, Фрида алой краской написала на куске арбуза свое имя, дату и место в котором она появилась на свет и вскоре покинет его. Последний штрих — надпись «VIVA LA VIDA» заглавными буквами, и картина окончена, как, впрочем, и жизнь.

Вскоре Фрида умерла, а доктор констатировал смерть от эмболии легких. Некоторые считали, что смерть наступила в результате передозировки лекарств и была злым умыслом. Но эта версия осталась только домыслом, не получив подтверждения. В автобиографии Диего Ривера написал, что 13 июля 1954 года самый трагический день, ведь тогда он потерял свою любовь.

«Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь» — цитата Фриды Кало

Интересные факты из истории

  • Вопреки страданиям и боли, которые сопровождали Кало на протяжении всей жизни, ее натура была живой и раскрепощенной, а лексикон полон нецензурных фраз. В юности она была хулиганкой, поэтому в более поздние годы сохранился ее пыл и задор. Фрида много курила, злоупотребляла алкоголем, обожала текилу, имела бисексуальную ориентацию, исполняла песни с неприличным содержанием и рассказывала гостям во время своих задорных вечеринок непристойные шутки.
  • В начале 2006 года эксперты Sotheby’s оценили полотно «Корни» в семь миллионов долларов (стартовая цена составляла четыре миллиона фунтов стерлингов). Шедевр был написан масляными красками по листу металла в 1943 году и продана за пять миллионов шестьсот тысяч долларов. Это стало рекордной ценой за работу латиноамериканского мастера. Рекорд стоимости работ этой художницы сохраняет автопортрет 1929 года, который продали в 2000 году за четыре миллиона девятьсот тысяч долларов.
  • В начале двадцать первого века венесуэльский бизнесмен Карлос Дорадо организовал фонд Frida Kahlo Corporation. Родственники Фриды предоставили ему право на использование ее имени в коммерческих целях. Так возникла косметическая линия, марка текилы, обувь для занятий спорта, ювелирные украшения, керамика, корсеты и линия нижнего белья, а также бренд пива.

Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

Часто спрашивают

◆ Сохранился ли дневник Фриды Кало?

Художница вела свой дневник до кончины на протяжении 10 лет. До 1995 года он был засекречен и хранился в мексиканском правительстве, а сейчас находится в музее в Мехико.

◆ Как правильно ставить ударение в фамилии Кало?

Правильное произношение с ударением на первый слог — Ка́ло.

◆ Есть ли у художницы дети?

Нет. После аварии художница получила множество травм, из-за которых все три ее беременности закончились выкидышами.

◆ Какая сексуальная ориентация у Фриды Кало?

У художницы было множество любовных связей, некоторые из них были с женщинами-лесбиянками. Личная жизнь Фриды также прослеживается в ее картинах «Две обнажённые в лесу» и «Что мне дала вода».

Почему художницу дразнили в детстве?

Из-за полиомиелита, перенесенного в детстве, правая нога художницы стала тоньше левой и сверстники жестоко дразнили ее, называя «Фрида — деревянная нога»

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии