Жоан Миро: биография, известные картины и сюрреализм

Жоан Миро-и-Ферра (Хуан Миро) — испанский художник, работавший в направлении абстрактного искусства.

Мало, что известно о его личной жизни. Конечно, он не был любителем скандало, типичных для представителей богемы. Одна жена, одна дочь, праздник, проводимый на семейной ферме каждый год. Всегда элегантная, приглушенная одежда, дистанция в межличностных отношениях и тщательно составленный календарь с подробным планом на каждый день (включая точно обозначенный перерыв на сигареты).

Но это умиротворение и однообразие, сопровождающие Жоана Миро, очевидны, потому что истинное, совершенно безумное лицо художника раскрывается только в его творчестве. Миро дистанцировался от всех течений и движений, открыто провоцировал публику, постоянно экспериментируя (часто весьма экстремально), чтобы наконец объявить, что он хотел бы «убить живопись». Он неустанно творил до последних дней своей девяностолетней жизни.

Кратко о художнике:

Дата рождения:20 апреля
Место рождения:Барселона, Испания
Дата смерти:25 декабря 1983
Место смерти:Пальма-де-Мальорка
Стиль:абстракционизм, сюрреализм
Жанр:художник, скульптор,
керамист, график
Живописец в молодости

Бухгалтер из Каталонии

Он родился в 1893 году в Барселоне, в семье ювелиров. С детства проявлял артистические способности, но относился к ним скорее как к хобби. Когда Хуан вырос по принуждению отца, он начал изучать экономику и бизнес-науку. Будущий живописец искренне ненавидел это, но не мог противостоять своим родителям, которые уже спланировали все его будущее. В то же время он посещал занятия в художественной академии, но не мог полностью им посвятить себя. 

После окончания института он даже устроился бухгалтером в крупную компанию. Миро продержался два года. Он заплатил за это нервным срывом, тяжелой депрессией и сыпным тифом, которые лечил на своей семейной ферме в Монт-Роч-дель-Камп, Испания. Именно здесь он принял решение окончательно отказаться от мира расчетов и налогов в пользу творческой карьеры. Родители не были в восторге, но в конце концов им пришлось смириться с этим ради сына.

Ниже представлена картина Ферма, которая стала отправной точкой его большой карьеры. Эта картина была куплена в 1925 году Эрнестом Хемингуэем за 5000 франков. Писатель был большим поклонником каталонского творчества, и он выиграл право купить произведение вместе со своим другом — поэтом Эваном Шипманом, который тоже хотел купить произведение. В конце концов, обоим мужчинам (вместе с третьим коллегой) пришлось совершить покупку, потому что у Хемингуэя, которому в конце концов досталась картина, не хватило средств.

Ферма

Крах

Портрет молодой девушки, 1919

В 1918 году прошла первая персональная выставка Миро, закончившаяся полной катастрофой. Критики прямо высмеивали работы молодого художника, а публика возмущалась и смущалась, даже были акты вандализма и демонстративное уничтожение выставленных полотен. 

Вероятно, из-за этих событий Миро ненавидел искусствоведов и всю буржуазную среду, сопровождавшую художественную жизнь того времени. В более поздних интервью он открыто говорил о своем глубоком презрении ко всем традиционным формам живописи, которые, по его мнению, служат только продвижению культурной самобытности богатых. Так родилась идея «убийственной» живописи, понимаемая в современном понимании, а также необходимость постоянно экспериментировать с искусством, чтобы найти новые формы выражения.

Переезд в Париж

В 1921 году Миро навсегда переехал в Париж — Мекку современных художников. Он кружил в кругу местных сюрреалистов, собравшихся вокруг Андре Бретона. Ему нравились их концепции, философия и образ жизни. Он также отождествлял себя со многими бретонскими принципами сюрреализма, хотя и не мог полностью принять его радикализм. Его интересовала автоматическая живопись и роль подсознания в творческом процессе, он ссылался на дадаистскую, сказочную и эротическую эстетику. Хотя Миро официально присоединился к группе сюрреалистов в 1924 году, ценив свободу и творческую свободу, он никогда полностью не поглощал эту среду. Он остался на окраине, создавая свой стиль.

Хотя он всегда держался на расстоянии, именно о нем Бретон однажды сказал своим коллегам, что «он самый сюрреалистичный из всех нас». Его небольшая студия на Монмартре, рядом со студиями Макса Эрнста (его лучшего друга), Ганса Арпа, Поля Элюара и Рене Магритта, быстро стала основным местом встречи художников-авангардистов.

Голландский интерьер, 1928
Пикассо и Миро

В Париже Миро познакомился с Пабло Пикассо, который стал не только его близким другом, но и своеобразным отцом-художником. На 10 лет старше Пикассо оказал наибольшее влияние на творчество каталонца (вместе с Василием Кандинским), он был его наставником и проводником через извилины тогдашнего авангарда. Два художника, возможно, никогда бы не встретились, если бы не их матери, которые хорошо знали друг друга. Когда Мария Пикассо-и-Лопес узнала от матери Жоана Миро, что он едет в Париж, она попросила его принести ее сыну несколько его собственных энсаймад — традиционные испанские булочки, которые, как говорят, любил Пабло. Миро взял выпечку, но несколько раз не обнаруживал Пикассо в своей квартире. Через несколько дней булочки потеряли внешний вид, но Миро продолжал пытаться доставить их адресату. Когда им наконец удалось встретиться, Пикассо был так удивлен видом сломанных булочек и удивлен решимостью Миро, что он якобы только спросил: «Какого черта вы их не съели?» Таким образом, между ними была создана связь, которая длилась много лет до самой смерти кубиста в 1973 году.

Семейная жизнь

В 1929 году Миро переехал с Монмартра на улицу Франсуа Мутона со своей новобрачной женой Пилар Хункоса Иглесиас. Через год у них родился первый и единственный ребенок, дочь Мария Долорес. Каждое лето они прерывали свою жизнь в Париже (относительно однообразном по художественным меркам), чтобы в жаркие месяцы перебраться в Испанию на ферму в Мон-Роч. Они ходили туда каждый год до начала гражданской войны в Испании. Несмотря на растущую известность и высокое положение в кругах людей искусства, Миро не был роскошным человеком. На протяжении многих лет в Париже он жил в крайней бедности.

Хуан с женой

Об одном из своих самых известных произведений, Карнавале Арлекина , он много лет спустя сказал, что это была галлюцинация, вызванная голодом, который он испытывал в то время. Он все еще мечтал о богатстве и красивой современной вилле в Пальма-де-Майорка, которая стала бы не только его домом, но также мастерской и художественной галереей.

Карнавал Арлекина

Эта мечта осуществилась в середине 1950-х годов, когда после поездки в США и индивидуальной выставки в MoMA рыночная стоимость его работ значительно выросла, и он смог позволить себе построить дом мечты. Сегодня здесь находится Музей и Фонд Пилар и Жоана Миро.

Однако до того, как пришел успех, в 1937 году в Париже прошла Великая всемирная выставка, на которой, среди прочего, Пикассо впервые представил свою знаменитую Гернику. Не менее, если не более удачной, должна была быть гигантская картина Жоана Миро под названием Жнец. Работа действительно произвела впечатление и после окончания выставки, вероятно, принесла бы художнику некоторую прибыль, если бы не то, что при демонтаже выставки картина была потеряна и не найдена по сей день.

Лазурное золото

Новые материалы и формы

Начало Второй мировой войны вынудило семью Миро покинуть оккупированную Францию. Они переехали в Испанию — сначала на Майорку, затем в Барселону, а после войны снова на Майорку. Этот жизненный этап вызвал у художника увлечение новыми материалами и формами. Во-первых, он открыл для себя керамику и быстро освоил эту технику. Он делал не только посуду и маленькие фигурки, но и масштабные настенные скульптуры и мозаики. Со временем интересы Миро обратились к бронзовым скульптурам, которые до сих пор являются его визитной карточкой. Изначально некоторые из более ранних работ по керамике стали прототипами для более поздних отливок из металла.

Затем наступила эпоха фресок. Миро спроектировал и выполнил большие настенные росписи и барельефы на важных зданиях Испании, Франции и Америки (включая отель Terrace Hilton в Цинциннати, здание Гарвардского университета и штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже). Все еще жаждущий новых медиа, он также начал создавать графику, гравюры на дереве и временные картины, например, на окнах зданий или тротуарах. Обычно эти работы исчезали самопроизвольно из-за влияния погодных условий, но иногда Миро сам соскребал краску через несколько дней или часов после того, как картина была закончена. Гобелены оказались его следующей страстью. Он спроектировал и создал в сотрудничестве с ткачами монументальные многотонные гобелены, которые украшали интерьеры многих мировых организаций.

Несмотря на эксперименты с таким количеством материалов и техник, Миро продолжал рисовать на холсте, хотя его картины с годами становились все более и более экспериментальными. Живопись Миро прошла долгий путь эволюции. От первоначального увлечения фовизмом и кубизмом через магический реализм, дадаизм и сюрреализм до слегка абстрактного индивидуального стиля, который трудно четко классифицировать. Его наиболее характерные полотна характеризуются уплощенным рисунком, сочетанием резкости и мягкости линий, богатства цвета и впечатления невесомости, как если бы предметы и фигуры левитировали где-то в пространстве. Простые и красочные формы вызывают ассоциации с инфантильными детскими рисунками.

Однако это лишь кажущаяся наивность, в которой есть отсылки к подсознанию и богатая личная символика. В образах есть своя поэтика и мелодия. Они вдохновлены примитивным племенным искусством, в т.ч. Гаитянское вуду и кубинская религия сантерия, а также культура Японии, которой Миро был безмерно очарован. Он жил в соответствии с принципами философии дзэн, он часами медитировал в своем «зале отсутствующих», где на голых стенах висели три портрета — Пабло Пикассо и матери и отца Миро. Художник также изучал традиционную японскую каллиграфию. На многих его полотнах можно увидеть идеограммы, напоминающие человеческие фигуры. А вот работы Миро больше всего блистают темпераментом и необузданным каталонским духом, а также элементами красочного пейзажа и радостного фольклора его любимой родины.

На последнем этапе своей художественной деятельности Миро прибегает к радикальным методам творчества, чтобы максимально дистанцироваться от традиционно понимаемого искусства. Он не только усовершенствовал технику удовлетворения, изобретенную вместе с Максом Эрнстом, он также создал ассамбляжи, проволочные портреты, нарисовал пальцами и ногами, а также выполнил определенные перформансы из творческого процесса, приглашая публику к ним. Зрители могли наблюдать не только за процессом создания произведения, но и за моментом его гибели. Завершив работу над картиной, Миро эффектно уничтожил ее, разрезав, проткнув или сжег. Так была создана серия знаменитых обожженных полотен Toiles brûlées . Работы Миро последнего года его жизни — это несколько огромных белых картин, перемежаемых одиночными черными линиями. Как в документальном фильме о внутреннем огне Жоана Миро говорит Джоан Пуньет — внук художника, это своего рода прощание с художником. Спустя годы создания красочных, богатых и динамичных композиций с этими пустыми полотнами, Миро, кажется, говорит нам: «Привет».

Метаморфоза

Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

[addtoany

Последние годы жизни

Хоан Миро умер в 1983 году в своем доме на Майорке, ему было 90 лет. Он страдал от сердечного заболевания и последние дни своей жизни провел прикованным к постели. Однако до конца он не потерял чувства юмора и острого ума. Несмотря на призрак смерти, он все время повторял, что его интересует только будущее. У него было запланировано еще много экспериментов. Ему не удалось реализовать свои проекты газовой скульптуры и четырехмерной живописи. Кто знает, каких эффектов это могло бы достичь.

Миро оставил более 2500 разноплановых работ. Его работы вдохновляли выдающихся представителей американской выразительной абстракции (Джексон Поллок, Аршил Горки, Марк Ротко, Роберт Мазервелл). В 2012 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне его работа под названием Étoile Bleue был продан за рекордную сумму почти в 37 миллионов долларов.

Список литературы
  • Свободная онлайн энциклопедия Википедия
  • Статьи на Яндекс Дзен
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии