Авиньонские девицы — картина Пабло Пикассо

Картина «Авиньонские девицы» изначально называлась «Философский бордель», по желанию Пабло Пикассо. Позже, она получила более нейтральное название, благодаря подсказке Андре Сальмона — писателя и близкого друга художника.

Авиньонские девицы — "Пабло Пикассо"

Краткое описание

Дата создания:1907 год
Автор:Пабло Пикассо, Pablo Picasso
Оригинальное название:Les Demoiselles d’ Avignon
Вид искусства:живопись
Стиль:кубизм
Жанр:ню, жанровая сцена
Техника, материалы:масло, холст
Размер:243.9 × 233.7 см
Местонахождение:Нью-Йоркский музей современного искусства
(МоМА)
Один из набросков к картине

История и описание произведения

Художник Пикассо изобразил пять женщин: они обнажены, сосредоточены и, кажется, пристально смотрят на любого, кто остановился перед полотном. Сюжета, как такового, здесь нет. Скорее, это групповой портрет, навеянный, предположительно, борделем из Готического квартала Барселоны. Считается, что эта работа положила начало новому течению и в живописи, и в творчестве Пикассо — кубизму, хотя в манере письма есть ещё отголоски «африканского» периода мастера. Для создания шедевра мастеру потребовалось 9 месяцев и около 700 эскизов.

Примечательно, что на создание «Авиньонских девиц» Пикассо вдохновило полотно «Купальщица» француза Поля Сезанна, представителя постимпрессионизма, и выставка африканских масок из Этнографического музея в Париже. В основе названия полотна лежит наименование улицы в Барселоне — Авиньо. Именно там родители знаменитого испанского живописца XX века снимали жилье, а он провел свои ранние годы. Однако, во время написания шедевра, он перебрался из Испании в Париж, и обосновался в новой мастерской.

Две женские фигуры в правой части холста с лицами, похожими на мистически-завораживающие африканские маски, и изломанными «геометрией» телами, объединяют два направления в манере письма Пикассо – уже известный «африканский» период и только возникший, новаторский кубизм.

Три женщины в левой части полотна также далеки от общепризнанных идеалов изображения женского тела в живописи. Своей работой основоположник кубизма бросил вызов канонам, изображающим обнажённую женскую натуру в идеализированной, возвышенно-прекрасной манере.

Пять девушек, и каждая — как отдельное полотно. В их позах, взглядах, во всём ритме произведения чувствуется разъединение, женщины словно стремятся отодвинуться, отделиться друг от друга. Их глаза смотрят пристально и пытливо, они излучают одновременно и тревогу, и притягательный магнетизм, не позволяющий зрителю легко отвести свой взгляд.

При том, что женские фигуры на полотне будоражили публику откровенной и бесстыдной наготой, в произведении не чувствуется ни капли эротизма. Он начисто стёрт как раз изломанной манерой изображения тел и тревожной энергетикой зрительного контакта. Цветовое решение полотна напоминает о ранних периодах творчества — «голубом» и «розовом»: фигуры женщин написаны в оттенках охры и розового, а фон – серовато-голубого тона. Возможно, это говорит не о резком, а постепенном переходе художника от одного стиля к другому, с отголосками и репликами предыдущих техник и манеры письма.

Произведение создано в 1907 году, но впервые было представлено в галерее только через девять лет, на персональной выставке Пикассо, организованной Сальмоном. Общество неоднозначно отозвалось о работе, наиболее бурно отреагировал Анри Матисс, который на всю жизнь остался соперником Пикассо. Однако, данное произведение внесло огромный вклад в творчество нового поколения американских художников, и стало жемчужиной музея в Нью-Йорке.

Список литературы
  • Энциклопедия Википедия
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии