ГлавнаяКартиныОписание картины

Девятый вал

"Девятый вал" — Иван Айвазовский

Автор:Иван Айвазовский
Дата создания:1850 год
Техника:масло/холст
Стиль:романтизм
Размер:221×332 см
Местонахождение:Государственный
Русский музей,
Санкт-Петербург
Девятый валДевятый валДевятый валДевятый валДевятый вал (Проголосуйте первым)
Девятый вал Загрузка...

Описание картины

Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал» была написана художником в 1850 году за 11 дней – долгий срок для мариниста, который обычно заканчивал свои работы в несколько раз быстрее. Её размеры чрезвычайно внушительны – 221 на 332 сантиметра.

«Девятый вал» – самая известная работа художника, которая была высоко оценена сразу же после первого появления на выставке – огромные очереди желающих тянулись в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, чтобы увидеть картину. Полотно считается одним из лучших примеров живописи эпохи романтизма – взгляд поражает палитра картины, внимание художника к деталям и, особенно, неповторимое сияние, исходящее от «Девятого вала».

На картине Айвазовского изображены люди, корабль которых потерпел крушение. От судна остался только обломок мачты, который и стал единственным способом спастись. Вероятно, люди боролись со стихией всю ночь, они прижимаются друг к другу и надеются на лучшее, но наступает рассвет, а вместе с ним надвигается и девятый вал – самая мощная и крупная волна, которая образуется во время шторма.

Жизнь вымотанных людей вновь оказывается под угрозой – неизвестно, какой исход последует за последним испытанием. Но светлое яркое небо, которое пронзают солнечные лучи, будто отвечает на этот вопрос, даря надежду. Когда картина «Девятый вал» была выставлена в Европе, многие усомнились в цветах неба и решили, что за полотном стоит свеча, которая подсвечивает его, – настолько яркое и светлое небо написал Айвазовский.

Иван Айвазовский всю жизнь прожил в Крыму, в Феодосии, и каждый день видел море. В нём с самого детства зародилась любовь к этой непокорной стихии, которая и отражена в его творчестве. С первых картин Айвазовский начал писать море – стихию, которую безмерно любил и чувствовал. Это и позволяло ему передавать неповторимые черты морской воды.

На картине «Девятый вал» море также написано с особой любовью. Потемневшая во время шторма пенящаяся морская вода с рассветом покрывается солнечными бликами, детально изображёнными художником. Девятый вал – огромная волна в левой части картины, которая поднимается настолько, что буквально облизывает утреннее светлое небо, сливаясь с облаками. Она готовится обрушиться на моряков со всей своей силой и мощью.

Небо сливается с морской водой. Но оно не такое же зловещее, как море, совсем наоборот – небо – символ надежды и неизбежного спасения. Цвета неба очень тёплые и мягкие, в противовес иссиня-чёрной морской пучине. Только занявшийся рассвет озаряет небо мягким солнечным светом, который пробивается сквозь тучи, покрывавшие небо в разгар шторма. Солнце прокладывает дорожку света совсем рядом с обессилевшими путниками, жмущимися друг к другу. Это свет будто олицетворяет их спасение, разделяя море на две части – ту, где вздымается девятый вал, и другую, более спокойную, куда стремятся попасть потерпевшие кораблекрушение люди.

В картине нет никаких черт, которые отражали бы победу человека над стихией. Единственная победа, которую человек может одержать в море, –это победа над самим собой. Людям, оказавшимся в бедственном положении, остаётся только верить в спасение, не терять надежды и до последнего не сдаваться. В этом и кроется смысл данной картины – нельзя сдаваться даже тогда, когда вызов брошен самой природой. И в такой ситуации можно выжить.

Во времена Советского Союза искусствоведы трактовали картину по-разному и приписывали ей различные смыслы. Кто-то твердил, что «Девятый вал» – отражение революций, поглотивших Европу в то время. Другие утверждали, что картина связана со смертью Виссариона Григорьевича Белинского. Для третьих полотно и вовсе было пророческим, отражавшим неспокойное будущее Российской империи, которое предвидел маринист. Но символизм был чужд Айвазовскому, он просто очень любил море и любил его писать.

Сегодня картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, куда была передана из Эрмитажа в 1897 году.

Поделиться: