ГлавнаяКартиныОписание картины

Девочка на шаре

"Девочка на шаре" — Пабло Пикассо

Автор:Пабло Пикассо
Дата создания:1905 год
Техника:масло/холст
Стиль:постимпрессионизм
Размер:147 × 95 см
Местонахождение:Пушкинский музей, Москва
Девочка на шареДевочка на шареДевочка на шареДевочка на шареДевочка на шаре (Проголосуйте первым)
Девочка на шаре Загрузка...

Описание картины

«Девочка на шаре» принадлежит к раннему периоду творчества знаменитого испанца, условно названому «розовым» или «цирковым».

Пабло Пикассо изобразил на полотне двух бродячих акробатов: хрупкую девчушку-эквилибристку, балансирующую на шаре, и сидящего рядом атлета, серьёзного молодого мужчину. Юная циркачка репетирует свой номер, а мужчина присел отдохнуть и приглядеть за девочкой.

Контраст подчёркивают и предметы циркового реквизита: подвижный, неустойчивый шар у девочки и большой куб, прижатый к земле массивным, почти квадратным, телом атлета. Грациозная девичья фигурка, балансирующая на шаре, кажется, едва касается его поверхности. Акробатка словно парит над шаром в изменчивом и лёгком танце.

Фигура и поза её товарища говорит об устойчивости, основательности и надёжности.

Вместе с тем, эти явные противоположности удивительно цельны и гармоничны. Девчушку и парня объединяет не только общее ремесло, их связь гораздо прочнее: они оба принадлежат к богеме – маргиналам, которых отвергает общество. Это обстоятельство побуждает их держаться вместе и выживать, поддерживая друг друга.

Все остальные элементы композиции полотна – также важны и неслучайны.

Женщина с двумя детьми и небольшой собачкой на заднем плане символизирует семью, тесный, обособленный мирок передвижного циркового балаганчика. У Пикассо есть работы, посвящённые цирковым семьям, написанные в тот ранний, «розовый» период. Маэстро часто изображал циркачей в кругу семьи, с детьми, вне арены и рабочей обстановки.

Яркий живой цветок в коротеньких волосах акробатки – символ мимолётности и быстротечности жизни и переменчивости фортуны. Лошадь для бродячего цирка была важна не менее её артистов: она не только выступала в цирковых номерах, но и перевозила на себе весь реквизит, и самих циркачей. Гористая местность напоминает рельефы родины Пикассо; на похожих просторах он не раз встречал кибитки странствующего цирка.

Акробатка юна и неопытна, и значит – уязвима, а молодой атлет готов защищать и оберегать свою партнёршу. Внутренний драматизм картины смягчает её цветовая палитра – насыщенный синий разбавлен сложными оттенками светлого розового, белого и серого. Лёгкость композиции придаёт и спокойный, не перегруженный предметами и фигурами пейзаж. Герои картины насколько контрастны, настолько и едины, как две равноценные части одного целого. В этих двоих – идеальный баланс гармоничного равновесия.

Поделиться: