ГлавнаяКартиныОписание картины

Герника — Пабло Пикассо

Герника - Пабло Пикассо

Автор:Пабло Пикассо
Дата создания:1937 год
Название:Gernika
Техника:масло/холст
Стиль:кубизм
Размер:349.3×776.6 см
Местонахождение:Центр искусств королевы Софии, Мадрид

Описание картины “Герника”

Автор картины “Герника” — Пабло Пикассо, один из основоположников кубизма. Герника — это не только выдающееся произведение искусства, но и антивоенная икона, символ противостояния войне и ее жестокости. Это огромное полотно размером 349 × 776 сантиметров может создать впечатление, что оно не только доминирует над зрителями, но и поглощает их, бросая в самую гущу жестоких событий. Картина “Герника” находится в Музее королевы Софии (Мадрид).

Герника была заказана, что довольно удивительно, ведь Пикассо обычно не создавал работы по заказу. Он также не был художником, чье искусство можно было охарактеризовать как политическое, он избегал таких тем. В начале 1937 года организаторы Всемирной выставки, которая должна была состояться через несколько месяцев, попросили художника нарисовать картину для главной стены испанского павильона. Лейтмотивом испанской выставки в Париже была война и борьба как огромная трагедия. Такая тема была выбрана неслучайно — в Испании уже более полугода шла гражданская война, и эта выставка должна была стать возможностью привлечь внимание международной публики к этой трагедии.

Гражданская война в Испании началась в 1936 году между правительством Испанской республики с его сторонниками, либералами, республиканцами, коммунистами, социалистами и анархистами, и оппозицией во главе с генералом Франсиско Франко. Оппозиция собрала националистов, монархистов, консерваторов и фашистов. Этот внутренний конфликт считается началом Второй мировой войны, потому что, несмотря на то, что это была гражданская война, к нему присоединились другие страны. Националистов напрямую поддерживали войска, посланные фашистской Италией и нацистской Германией. 26 апреля 1937 года баскский город Герника подвергся бомбардировке. Атака была осуществлена повстанцами генерала Франко при поддержке сил Третьего рейха и Италии. Герника была городом большого экономического значения — здесь еженедельно проводились сельскохозяйственные ярмарки, были также заводы по производству боеприпасов и оружия. Был также важный железнодорожный узел в Гернике, дорога на Бильбао и мост через реку Ока. Бомбардировка длилась три часа, в ней участвовало более 30 самолетов. Точное количество жертв неизвестно, по оценкам, это было около 200 человек. Было подсчитано, что город был разрушен на 70%, в основном из-за пожаров, которые тушились очень долго.

Поначалу Пикассо неохотно отреагировал на предложение организаторов Всемирной выставки, отказавшись заниматься столь политически ангажированной темой. Однако 28 апреля 1937 года во французском «Юманите» он прочитал о бомбардировке Герники. Для художника, поддерживающего республиканское правительство у себя на родине, это был огромный шок, поэтому он решил принять участие в выставке. Его картина должна была стать ответом на жестокие события в Испании и данью уважения городу Басков.

Пикассо работал над своим произведением с 1 мая по 4 июня. Он никогда раньше не писал такой большой картины, ему нужно было найти студию, в которой поместился бы огромный холст. Ему помогла гораздо более молодой фотограф Дора Маар, которая была для него больше, чем просто соавтором. Они выбрали парижский дворец 18 века, расположенный на берегу Сены (7 Rue des Grands Augustins). Испанский художник сначала создал несколько десятков эскизов, изменяя и добавляя различные элементы. Дора Маар задокументировала последовательные этапы создания картины.

Символика картины “Герника”

Герника — это труд, который легко понять. Поначалу шокирует хаос на холсте. Элементы на изображении сжаты, они накладываются друг на друга. Спустя время из этого хаоса на наших глазах предстают геометрические, преувеличенные и преувеличенные фигуры. Кажется, они в движении. Изображенные фигуры падают и извиваются, их рты разрываются от крика. Жертвами становятся не только люди, но и животные. Некоторые персонажи кажутся незаконченными, искаженными и разорванными. Слева скорбящая мать держит мертвого ребенка, а над ними возвышается силуэт быка. Ниже мы видим расчлененную фигуру мертвого солдата — из его сломанного меча вырастает тонкий контур цветка. Справа Пикассо поместил трех женщин. Один из них становится на колени, словно ищет помощи. Вторая пытается осветить тьму свечой в руке. Последняя из женских фигур, запертых в горящем здании, кричит от отчаяния, поднимая руки вверх. В центре картины — силуэт лошади, пронзенной копьем. Над его головой — лампа в форме глаза с лампочкой вместо зрачка. Возможно, это символ божественного ока или разрушительной бомбы?

Цвета важны в Гернике — Пикассо использовал темную монохромную цветовую палитру, используя только черный, белый и серый. Они подчеркивают мрачный и трагичный тон сцены. Сложно определить, происходят ли события снаружи или внутри, днем или ночью. Это напоминает ассоциацию с черно-белыми фотографиями, которые затем использовались для иллюстрации статей и репортажей в газетах. Возможно, испанский художник хотел сравнить себя с репортером, освещающим шокирующие события. Он представил свой рассказ в виде изображения, как бы хотел подчеркнуть, что не все можно описать словами. Герника — это произведение столкновения контрастов: захватчики и жертвы, жестокость и мир, фашизм и демократия, тьма и свет.

Презентация Герники на Всемирной выставке в Париже вызвала ажиотаж и скандал. Зрители не могли разобрать смысл картины, трагедии баскского города там не заметили. Толкования и дискуссии о символике произведения были бесконечными, и сам художник ничего не упрощал, утверждая, что «бык — это бык, а лошадь — это лошадь». Он сказал, что зрители сами должны воспринимать символы лошади и быка так, как они хотят и как они считают нужным.

Пикассо часто использовал в своем искусстве изображения быка и лошади. В Гернике изображения этих животных относятся к корриде — зрелищу, значительному для испанской культуры, в котором бык символизирует храбрость и силу. Художник часто наблюдал это шоу, в котором тореадор дразнил животное яркой тканью. Тореадору помогает пара верховых пикадоров. Не имея возможности добраться до пикадора, животное нападает на лошадь и сильно травмирует ее, пока та не умирает.

Интерпретация, предложенная Мэри Мэтьюз Гедо, кажется интересной. По мнению американского исследователя, Пикассо в Гернике показал не только трагедию взорванного города, но и собственный.

Поделиться: