Мона Лиза (Джоконда): история и анализ картины Леонардо да Винчи

Мона Лиза, пожалуй, самый узнаваемый образ в мире, а женщина, загадочно улыбающаяся зрителю, не позволяет пройти мимо, блуждая по Лувру. Знаменитая Лиза жила во Флоренции. Это была женщина средней красоты, которая вела тихую жизнь набожной буржуазии. Как и многие другие женщины того времени, она вышла замуж, родила детей, похоронила некоторых из них, проводила мужа в последний путь и умерла в монастыре.

Но именно за ее портрет король Франции заплатил состояние (эквивалент сегодняшних 9 миллионов долларов!), А Наполеон Бонапарт поместил ее изображение в своей спальне. И именно она знала Леонардо да Винчи лично.

Кратко о работе:

Дата создания:1503—1519
Вид искусства:живопись
Оригинальное название:Ritratto di Monna Lisa del Giocondo
Стиль:Высокое Возрождение
Техника, материалы:доска (тополь), масло
Размер:76,8 × 53 см
Местонахождение:Лувр, Париж

Детство Лизы

Лиза дель Джокондо родилась 15 июня 1479 года в семье Антона-Мария ди Нольдо Герардини и его жены Лукреции дель Каччия. Она была первым ребенком в семье, хотя ее отец ранее был дважды женат, его предыдущие жены умерли при родах. В то время это не было редкостью. В тогдашней Флоренции каждая четвертая женщина умирала во время родов.

Младенца обмыли теплым белым вином, плотно завернули в белую ткань и вернули матери. Мог ли кто-нибудь из членов семьи тогда подумать, что маленькая девочка однажды покорит своей улыбкой множество сердец?

Первым домом Лизы было одно из зданий на узкой улице Сгуацца (Via Sguazza). Сегодня это все еще узкая и темная аллея, но несколько лет назад на стене была повешена мемориальная доска в память о месте рождения знаменитой женщины.

Фигурный пазл на 78 деталей

Брак с торговцем шелком

Со временем девушка вышла замуж за Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо. Девушке было 15, а ее жениху 29, и он уже был вдовцом и имел сына. Невеста принесла 170 флоринов в качестве приданого и небольшое поместье Сан-Сильвестро недалеко от летнего дома ее родителей, к югу от Флоренции.

Муж Лизы был умеренно богатым торговцем шелком. Искусство производства шелка пришло во Флоренцию из Сицилии примерно в 13 веке. У дель Джокондо дела обстояли хорошо. Жена родила шестерых детей, трех дочерей и трех сыновей. Одна девочка умерла в младенчестве в 1499 году, две ее старшие дочери стали монахинями. Одна из них, Камилла, умерла в возрасте 18 или 19 лет.

5 марта 1503 года Франческо купил дом, примыкающий к его семейному дом. Дата переезда дель Джокондо совпала с началом позирования Леонардо да Винчи.

Весной 1500 года, после возвращения из Милана (или, скорее, бегства после того, как в город вторглись французы), Леонардо да Винчи переехал во Флоренцию в Сантиссима Аннунциата. Отец Леонардо познакомил своего сына с Франческо дель Джокондо, который доставлял ткани в монастырь. Франческо купил семейный склеп в часовне мучеников в церкви, за главным алтарем. Лиза, должно быть, часто молилась в этой часовне. Она была набожной, добродетельной и кроткой.

Муж Лизы умер в 1538 году и был похоронен в семейном склепе. После его смерти вдова решила переехать в женский монастырь, в которой она прожила четыре года. Вероятно, после смерти мужа она заболела и нуждалась в постоянном уходе. Когда главная героиня умерла в 1542 году, весь монастырь оплакивал ее. 

Рекомендуем к прочтению:

О науке и искусстве. Леонардо да Винчи

100 шедевров Лувра

Глаза Джоконды. Альберто Анджела

Репродукция картины Мона Лиза

Репродукция на натуральном холсте, 26.5х40 см

Описание портрета

На картине изображена Лиза, сидящая в кресле. У нее темные волосы, покрытые прозрачной вуалью, и такие же темные глаза, над которыми не видно бровей. Этот штрих внесен модой шестнадцатого века, когда за счет отсутствия бровей создавалось впечатление более высокого лба. На ней черное платье, довольно скромное и сдержанное. Декольте тоже не украшено никакими драгоценностями.

Кожа модели кажется такой же иллюзорной — создается впечатление, что прикоснувшись к картине, можно почувствовать мягкость и хрупкость кожи. Леонардо да Винчи получил эффект такой тонкости благодаря использованию типичной техники — сфумато. Она заключается в многократном нанесении тонких слоев краски, чтобы темные участки плавно переходили в светлые, что создает впечатление тумана или мягкости. Изображение кажется туманным, выдержанным в теплых тонах.

Интересно, что этот характерный желтый оттенок, который мы видим сегодня, является только результатом использования защитного слоя, то есть лака. Лак очень хорошо защищает картину, но имеет один существенный недостаток — со временем желтеет. 

В 2011 году музей Прадо в Мадриде проявил интерес к портрету, который напоминал знаменитую работу да Винчи. Очистка данной работы от слоев лака показала, что — это не просто копия, а копия, сделанная одновременно с оригиналом, вероятно, в мастерской Леонардо. Возможно, автором копии был один из его учеников.

Оригинал картины в Лувре никогда не реставрировался. Несмотря на загрязнения и защитные слои, этот портрет кажется настолько совершенным, и трудно представить, что за этой загадочной улыбкой может скрываться нечто большее. Неудивительно, что за более чем 500 лет вокруг этого произведения возникло множество легенд и абсурдных домыслов. Ниже фото до и после реставрации.

Кто же изображен на произведении искусства

Одна из теорий заключалась в том, что Мона Лиза была замаскированным автопортретом самого да Винчи, но следует признать, что это было крайне абсурдным предположением.

Некоторые утверждали, что Салаи, ученик художника и, вероятно, его любовник, позировал для знаменитой картины. Известны рисунки, на которых, вероятно, изображен Салаи, но они также исключают сходство с женщиной, изображенной на знаменитом портрете. Согласно дальнейшим догадкам, Моне Лизе позировала итальянская аристократка Изабелла д’Эсте. Эта теория была вполне возможной, потому что Изабелла очень хотела, чтобы да Винчи написал ее портрет. Сохранился рисунок художника, на котором Изабелла одета в платье, подобное тому, что носит Мона Лиза . Однако это закончилось только рисунком, так как да Винчи никогда не писал портрета аристократа.

Догадки о том, кого изображает полотно, на самом деле закончились не так давно, когда была обнаружена рукописная записка Агостино Веспуччи, в которой говорилось, что в 1503 году Леонардо да Винчи работал над портретом Лизы дель Джокондо. Обнаруженная записка оказалась очень важным документом в этой истории, поскольку подтверждает, что художник увековечил образ Лизы.

После смерти художника о произведении позаботился Салаи, а затем и сестры Леонардо, которые продали картину французскому королю Франциску I. Таким образом Мона Лиза оказалась во Франции. Сначала портрет висел во дворце в Фонтенбло. Во время правления Людовика XIV он был переведен в Версаль, а оттуда в Лувр вскоре после открытия. Из Лувра Наполеон Бонапарт перевез картину в свою спальню во дворце Тюильри. Когда император был сослан на остров Святой Елены в 1815 году, Мона Лиза вернулась в Лувр. Однако на этом бурная история портрета не закончилась.

Мона Лиза украдена!

В 1911 году мир был шокирован известием о том, что знаменитое полотно было украдена из Лувра. Первые обвинения были предъявлены поэту Гийому Аполлинеру, которого ранее обвиняли в соучастии в краже статуэток из французского музея, захваченных его другом Оноре-Жозефом Жери Пьером. Еще одним подозреваемым был Пабло Пикассо, потому что он купил украденные произведения искусства. Обвинения против обоих художников были сняты, а расследование остановлено.

Лишь в 1913 году антиквар Альфредо Джери, получивший подозрительное письмо, связался с директором музея Флоренции Уффици. Автор письма утверждал, что у него находится украденная картина Леонардо да Винчи. Антиквар и директор Уффици отправились на встречу с Винченцо. Как только они заметили, что таинственная картина, упомянутая автором письма, была пропавшей Мона Лизой, они уведомили полицию. Вором оказался итальянец Винченцо Перуджа, работавший в Лувре стекольщиком.

На допросах Перуджа объяснил, что не планировал кражу, но когда заметил, что картина не особо охраняется, решил забрать ее и вернуть в Италию. Однако расследование показало, что вор намеревался продать Мону Лизу с большой прибылью. В конечном итоге Винченцо провел в тюрьме несколько месяцев, и в декабре 1913 года картина была возвращена на место.

После кражи это произведение стало одним из самых охраняемых в мире. Стекло, бронированная крышка и перила — не помеха для туристов, которые стекаются, чтобы увидеть эту загадочную улыбку.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии