ГлавнаяКартиныОписание картины

Плачущая женщина

"Плачущая женщина" — Пабло Пикассо

Автор:Пабло Пикассо
Дата создания:1937 год
Техника:масло/холст
Стиль:кубизм,
сюрреализм
Размер:61 × 50 см
Местонахождение:Тейт Модерн,
Лондон
Плачущая женщинаПлачущая женщинаПлачущая женщинаПлачущая женщинаПлачущая женщина (Проголосуйте первым)
Плачущая женщина Загрузка...

Описание картины

В 1937 году Пабло Пикассо написал знаменитую «Гернику», которой откликнулся на авианалёты и бомбёжку города во время гражданской войны на своей родине. Чуть позже, но, в том же, 1937-м, Пикассо создал несколько портретов плачущих женщин, прообразом которых была одна из фигур «Герники». Картина «Плачущая женщина», датированная 26 октября 1937 года — самая известная из тех портретов, условно объединённых искусствоведами в серию.

Плачущую женщину художник писал с Доры Маар — французского профессионального фотографа и художника. В течение девяти лет Дора была моделью, подругой и спутницей жизни Пабло Пикассо.

Портрет написан в стиле кубизма, в его аналитической фазе, для которой свойственно дробление предмета на части, его расслоение на мелкие грани, автономные друг от друга. Внезапный разрыв линий, смешение форм, превращение объёма в плоскость — характерные черты этого модернистского направления, процветавшего с 1909 по 1912 годы.

На полотне изображена женщина, которая буквально содрогается от разрывающих её рыданий. Судорожно зажатый в руке платок не в силах остановить поток слёз. Черты не просто искажены — они чудовищно изломаны, лицо словно разбито на множество осколков, как разлетевшееся от удара стекло. Треснувшими зеркалами чернеют глазницы, перекошенный рот не прикрывает зубы, и кажется, что рыдания женщины слышны всем, кто стоит рядом. Резкие, чёткие линии покрывают всё полотно, даже тонкая ткань платка у лица изображена грубыми, жёсткими контурами.

Залитое слезами женское лицо — сплошная боль и скорбь; это мать, жена, и дочь, оплакивающие любимых и близких людей, погибших в сражениях гражданской войны. Глубокое горе отражено в широко распахнутых глазах, почти ослепших от слёз.

Цветовая гамма портрета не характерна для большинства работ художника периода кубизма, созданных в сдержанной, монохромной палитре.
В «Плачущей женщине» — взрыв насыщенных цветов: тёмно-зелёного, жёлтого, ярких пятен красного и жирных линий чёрного. Цветовая экспрессия усиливает рвущиеся наружу чувства рыдающей женщины. Диссонирующие между собой цвета усиливают тревожное и раздражающее воздействие картины.

Некоторые искусствоведы полагают, что в образе плачущей женщины изображён сам автор. Пикассо близко к сердцу принимал конфликты, терзающие родину, и крайне негативно относился к диктатору Франко. Художник дал клятву не появляться на родине, пока Франко правит страной. Возможно, так автор хотел передать собственные чувства по отношению к истерзанной гражданской войной стране.

Дора Маас, которая неоднократно позировала Пикассо для создания образа плачущей женщины, с пониманием относилась к пластическим экспериментам маэстро. Дора не считала, что художник сознательно искажал её внешность, — это было художественной необходимостью мастера, на которую он имел право. В ту пору Дора была весьма привлекательной и яркой тридцатилетней женщиной, уверенной в своей красоте, а потому — неуязвимой.

Оригинал «Плачущей женщины» находится в британской Тейт галерее в Лондоне.

Поделиться: