Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель) — картина Густава Климта

В 1903 году Густав Климт должен был написать портрет на заказ Адели Блох-Бауэр, жены Фердинанда Блох-Бауэра. Фердинанд управлял процветающим сахарным заводом, унаследованным от отца. Адель — дочь генерального директора Wiener Bankverein и президента Восточной железной дороги. Узнайте, какую историю хранит портрет, от которого невозможно оторвать взгляд.

Портрет Адели Блох-Бауэр I

Краткое описание

Дата создания:1907 год
Автор:Густав Климт, Gustav Klimt
Оригинальное название:Portrait of Adele Bloch — Bauer
Вид искусства:живопись
Стиль:модерн (ар-нуво)
Жанр:портрет
Техника, материалы:масло, холст
Размер:138 × 138 см
Местонахождение:Новая галерея, Нью-Йорк

И Блохи, и Бауэры принадлежали к кругу еврейской буржуазии. Тереза, старшая сестра Адели, вышла замуж за брата Фердинанда Густава Блоха. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр. В то время заказать портрет у популярного живописца Климта было дорогим подарком. Супруг подозревал связь между женой и художником, и чтобы отомстить решил заказать у его шедевр. Фердинанд пригласил Климта на обед, и в гостиной в присутствии супруги заявил о своем намерении. Увидев стоимость, которую предложил Фердинанд, живописец подписал контракт без тщательного изучения и приступил к написанию величайшей картины.

Элементы или даже целые фоны, залитые золотом в византийской манере, сыграли важную роль в творчестве венского художника. В «золотом периоде» его творчества, данный цвет подчеркивал сакральную и магическую природу предметов.

Описание и смысл полотна

Кажется, что необычный портрет Адели Блох-Бауэр состоит только из золотых лепестков. Из них вырисовывается вытянутое лицо жемчужного цвета, с раскрасневшимися щеками и полными красными губами. Взгляд у дамы сонный. Черные, густые и высокие волосы модели выделяются на золотом фоне. 

Обращает на себя внимание интересное широкое колье, украшающее шею, и сцепленные руки с длинными тонкими пальцами. Вы также можете увидеть золотой браслет на левом запястье. Лишь при ближайшем рассмотрении девушка сидит в кресле с мозаикой на спинке. На ней платье, которое почти не выделяется на фоне. Оно украшено экзотическими древними символами, узором и, египетскими глаза, заключенными в треугольники. Казалось бы, золотой, потрясающий фон захватит всю ее фигуру. Однако женщина не теряется в этом золоте, наоборот — от ее завораживающего лица сложно оторвать взгляд.

Фото одного из набросков к будущему шедевру

Портрет чувственный, изящный и является воплощением женственности. Климт, увековечив девушку на ярком фоне, придал ей вид иконы, которую искусствоведы сравнивают с мозаичным изображением императрицы Феодоры в Равенне.

Перед тем, как создать окончательный образ женщины, которую называют австрийской Моной Лизой, художник сделал множество эскизов (как сообщается, более нескольких сотен). Климт не уделял так много времени и внимания ни одной женщин. Ее портрет был готов только в 1907 году и стал известен на весь мир.

Отношения музы и мастера

Художник был известен своими любовными похождениями. Ходили слухи, что по его студии бегали обнаженные натурщицы. Некоторые считали, что Адель и Густав стали любовниками. Вместе они проводили долгие часы в мастерской. Брачный союз женщины не принес ей счастья: супруг был вдвое старше ее. У них не было потомства — у Адели однажды случился выкидыш, а другой ребенок прожил всего несколько дней. Сто лет назад бездетность означала для женщин пустоту в жизни, тишину в квартире и социальный остракизм. В то время женщины без детей считались нереализованными. Они не могли посвятить себя учебе или работе, как мужчины. Честолюбивая и умная девушка хотела быть образованной и начитанной. Ее не интересовали балы, модные платья, чаи и ужины. Поскольку в то время женщины не могли учиться, Адель Блох-Бауэр развивала свои увлечения самостоятельно. Она интересовалась искусством, медициной, философией и политикой. Читала классические произведения французской, немецкой и английской литературы и стихи. Она стала социалисткой и проводила собрания в своей квартире. Женщины много курила и делала это на публике, хотя это не было хорошо встречено. Муза была уверенной и надменной, уважаемой и устрашающей.

Можно только догадываться, что Адель и Густав объединяли больше, чем просто дружба. Ни художник, ни модель в переписке не раскрывали подробностей своей жизни. Некоторые пытались искать разгадки в его работах. Многие историки считают, что Юдифь обманчиво похожа на АдельБлох-Бауэр. Густа Климт представил библейскую героиню загадочной соблазнительницей с обнаженной грудью. Он украсил ее шею широким живописным ожерельем, обманчиво похожим на то, что изображено на первой работе.

Интересный факт

Существует коллекционная банковская монета с фрагментом картины номиналом 50 евро. Ее рыночная стоимость составляет 505 евро.

Когда Климт представил полотно с Юдифь на выставке Сецессион в 1901 году, всех наэлектризовал не только чувственный эротизм, исходящий от работы, но, прежде всего, тот факт, что лицо Юдифь показалось всем знакомым. Однако сходство между двумя изображениями ничего не говорит об отношениях между Густавом и его моделью. Можно только задаться вопросом: это просто интеллектуальная дружба, основанная на любви к искусству, или что-то большее, чему не сужден остаться незамеченным?

Законченную работу Климт показал в 1908 году. «Wiener Allgemeine Zeitung» назвала это произведение «идолом в золотом храме». В 1910 году необыкновенное полотно размещалось в зале художника во IX экспозиции в Венеции (Италия). Адель Блох-Бауэр стала звездой, символом современной женщины рубежа веков. Габсбурги одалживали Золотую леди для выставок, а публика называла ее «австрийская Мона Лиза».

В 1912 году представлено второе полотно с той же музой. Однако, это совсем другая картина. На нем изображена более серьезная женщина, от которой больше не исходит такая эротика и гипнотизирующая чувственность.

Женщина, изображенная на холсте, умерла в 1925 году в возрасте 44 лет. Ее завещание гласило, чтобы два портрета и другие полотна Климта, которые у нее были, передали в Австрийскую галерею в Вене после смерти ее мужа. Однако вышло иначе. Во время Второй мировой войны нацисты конфисковали все имущество Блох-Бауэра, включая картины великого художника. После того, как Австрия присоединилась к Третьему рейху, кампания против евреев в Вене усилилась, поэтому родственники Адели решили бежать из страны. После войны правительство Австрии признало конфискованные холсты достоянием нации и не стала передавать ее в музей. На протяжении 60 лет работы Климта выставлялись во дворце Бельведер в Австрии. Лишь в 1998 году племянница Адели Мария Альтманн, сбежавшая с мужем в Лос-Анджелес во время войны, попыталась вернуть семейное имущество. Судебная тяжба между ней и австрийским правительством длилась целых восемь лет.

Одно из полотен Гитлера — «Внутренний двор старой резиденции в Мюнхене»

Интересный факт

Адольф Гитлер был причастен к изобразительному искусству и восхищался работами Густава Климта. Однажды, он даже пытался поступить в академию живописи в Вене (Австрия), но вместо него взяли еврея Оскара Кокошку.

Мария Альтманн продала «Австрийскую Джоконду» Рональду Лаудеру, сыну Эсте Лаудер, основателя известной косметической компании, за 135 миллионов долларов. В то время это самая высокая цена, которую когда-либо платили за произведение искусства. Мария поставила покупателю только одно условие — картина «Портрет Адели Блох-Бауэр» должна постоянно выставляться в музее Neue Galerie в Нью-Йорке. Второй портрет 10 лет находился в коллекции американской звезды Опры Уинфри. Однако, в 2016 году она продала его неизвестному коллекционеру из Китая, который приобрел произведение искусства за 150 млн долларов. История борьбы племянницы Адели Блох-Бауэр за возвращение семейного имущества представлена в фильме 2015 года «Золотая леди».

(1 голосов, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться в социальных сетях:

Список литературы
  • Энциклопедия Википедия
  • wikiart.org

Оставьте комментарий

Adblock
detector