Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель): описание картины Густава Климта

В 1903 году Густаву Климту поступил необычный заказ от супруга его хорошей знакомой Адели — Фердинанда Блох-Бауэра. Фердинанд управлял процветающим сахарным заводом, унаследованным от отца. Адель — еврейка, дочь генерального директора Wiener Bankverein и президента Восточной железной дороги. Картина «Золотая Адель» будет закончена только в 1907 и навсегда войдет в историю как величайший шедевр австрийского югендстиля.

Портрет Адели Блох-Бауэр I

Репродукция на натуральном холсте, 33х33 см

Кратко о полотне:

Дата создания:1907
Автор:Густав Климт, Gustav Klimt
Оригинальное название:Portrait of Adele Bloch — Bauer
Вид искусства:живопись
Стиль:модерн (ар-нуво)
Жанр:портрет
Техника, материалы:масло, холст
Размер:138 × 138 см
Местонахождение:Новая галерея, Нью Йорк,
Neue Galerie New York

И Блохи, и Бауэры принадлежали к кругу еврейской буржуазии. Тереза, старшая сестра Адели, вышла замуж за брата Фердинанда — Густава Блоха. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр. В то время заказывать работу у популярного живописца было дорогим подарком и стоило огромной суммы. Фердинанд испытывал ненависть, подозревая связь жены и художника, и чтобы отомстить решил заказать у его шедевр. По его мнению, из-за частых встреч, чувства художника угаснут, и он больше не захочет проводить время с его Адель. Это будет лучшая месть за измену. Фердинанд пригласил Климта на обед в их дом, и в гостиной в присутствии супруги заявил о своем намерении. Увидев стоимость, которую предложил Фердинанд, Климт подписал контракт без тщательного изучения и приступил к осуществлению своей задумки — написанию величайшей картины.

Элементы или даже целые фоны, залитые золотом в византийской манере, сыграли важную роль в творчестве венского художника. В «золотом периоде» его творчества, данный цвет подчеркивал сакральную и магическую природу предметов.

Описание и смысл полотна

Кажется, что необычный портрет Адели Блох-Бауэр I в золотом состоит только из невероятных лепестков. Из них вырисовывается вытянутое лицо жемчужного цвета, с раскрасневшимися щеками и полными красными губами. Взгляд у дамы сонный. Черные, густые и высокие волосы Адель выделяются на золотом фоне. 

Обращает на себя внимание интересное широкое колье, украшающее шею, и сцепленные руки с длинными тонкими пальцами. Вы также можете увидеть золотой браслет на левом запястье. Лишь при ближайшем рассмотрении девушка сидит в кресле с мозаикой на спинке. На ней платье, которое почти не выделяется на фоне. Оно украшено экзотическими древними символами, узором и, египетскими глаза, заключенными в треугольники. Казалось бы, золотой, потрясающий фон захватит всю фигуру Адель. Однако женщина не теряется в этом золоте, наоборот — от ее завораживающего лица сложно оторвать взгляд.

Рекомендуем к прочтению:

Модерн: Климт, Гауди, Муха. Наталья Кортунова

Густав Климт. Абсолютная красота. Отто Габос

Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я. Филип Хук

Фото одного из набросков к будущему шедевру

Модульная картина в стиле Климта, 87 х 45 см

Полотно чувственное, изящное и является воплощением женственности. Климт, увековечив девушку на ярком фоне, придал ей вид иконы, которую искусствоведы сравнивают с мозаичным изображением императрицы Феодоры в Равенне.

Перед тем, как написать окончательный образ женщины в золотом, которую называют австрийской Моной Лизой, Климт сделал множество эскизов (как сообщается, более нескольких сотен). Художник не уделял так много времени и внимания ни одной женщин. Ее портрет был готов только в 1907 году и приобрел неслыханную известность на весь мир.

Отношения музы и мастера

Художник был известен своими любовными похождениями. Ходили слухи, что по его студии бегали обнаженные натурщицы. Некоторым было очевидно, что Густав и его модель стали любовниками. Вместе они проводили долгие часы в мастерской. Брачный союз женщины не принес ей счастья: супруг был вдвое старше ее. У них не было детей — у женщины однажды случился выкидыш, а другой ребенок прожил всего несколько дней. Принять это было сложно, сто лет назад бездетность означала для женщин пустоту в семье, тишину в квартире и социальный остракизм. В то время женщины без детей считались нереализованными. Они не могли посвятить себя учебе или работе, как мужчины. Честолюбивая и умная девушка хотела быть образованной и начитанной. Ее не интересовали балы, модные платья, чаи и ужины. Поскольку в то время женщины не могли учиться, Адель развивала свои увлечения самостоятельно. Она интересовалась искусством, медициной, философией и политикой. Читала классические произведения французской, немецкой и английской литературы и стихи. Она стала социалисткой и проводила собрания в своей квартире. Женщины много курила и делала это на публике, хотя это не было хорошо встречено. Адель была уверенной и надменной, уважаемой и устрашающей.

Можно только догадываться, что Адель Блох — Бауэр и живописца объединяли чувства больше, чем просто дружба. Ни художник, ни модель в переписке не раскрывали подробностей своей жизни. Неизвестно, могла ли женщина изменять супругу Фердинанду с живописцем. Некоторые пытались искать разгадки в его работах. Многие историки считают, что Юдифь обманчиво похожа на Адель Блох-Бауэр. Мастер представил библейскую героиню загадочной соблазнительницей с обнаженной грудью. Он украсил ее шею широким живописным ожерельем, обманчиво похожим на то, что изображено на первой работе.

Интересный факт

Существует коллекционная банковская монета Австрии с фрагментом произведения искусства номиналом 50 евро. Ее рыночная стоимость составляет 505 евро.

Когда Климт представил полотно с Юдифь на выставке Сецессион в 1901 году, всех наэлектризовал не только чувственный эротизм, исходящий от работы, но, прежде всего, тот факт, что лицо Юдифь показалось всем знакомым. Однако сходство между двумя изображениями ничего не говорит об отношениях между Густавом и его моделью. Можно только задаться вопросом: это просто интеллектуальная дружба, основанная на любви к искусству, или что-то большее, чему не сужден остаться незамеченным?

Законченную работу Климт показал в 1908. «Wiener Allgemeine Zeitung» назвала это произведение «идолом в золотом храме». В 1910 году необыкновенное полотно размещалось в зале художника во IX экспозиции в Венеции (Италия). Адель стала звездой, символом современной женщины рубежа веков. Габсбурги одалживали Золотую леди для выставок, а публика называла ее «австрийская Мона Лиза».

В 1912 году представлено второе полотно с той же музой. Однако, это совсем другая работа. На нем изображена более серьезная женщина, от которой больше не исходит такая эротика и гипнотизирующая чувственность.

Женщина, изображенная на холсте, заболела менингитом и умерла в 1925 в возрасте 44 лет. Ее завещание гласило, чтобы два портрета и другие полотна Климта, которые у нее были, передали в Австрийскую галерею в Вене после смерти ее мужа Фердинанда. Однако вышло иначе. Во время Второй мировой войны нацисты конфисковали все имущество Блох-Бауэра, включая работы великого художника. После того, как Австрия присоединилась к Третьему рейху, кампания против евреев в Вене усилилась, поэтому родственники женщины решили бежать из страны. После войны правительство Австрии признало конфискованные холсты достоянием нации и не стала передавать ее в музей. На протяжении 60 лет работы Климта выставлялись в известном дворце Вены — Бельведер. Лишь в 1998 году племянница Адель, Мария Альтман, сбежавшая с мужем в Лос-Анджелес во время войны, попыталась востребовать семейное имущество. Судебная тяжба между ней и австрийским правительством растянулась на значительный период — целых восемь лет.

Одно из полотен Гитлера — «Внутренний двор старой резиденции в Мюнхене»

Интересный факт

Адольф Гитлер был причастен к изобразительному искусству и восхищался работами Климта. Однажды, он даже пытался поступить в академию живописи в Вене (Австрия), но вместо фюрера взяли еврея Оскара Кокошку.

Мария Альтман продала «Австрийскую Джоконду» Рональду Лаудеру, сыну Эсте Лаудер, основателя известной косметической компании, за 135 миллионов долларов. В то время это самая высокая цена, которую когда-либо платили за произведение искусства. Мария Альтман поставила покупателю только одно условие — «Портрет Адели Блох-Бауэр I» должен постоянно выставляться в музее Neue Galerie в Нью-Йорке. Второй знаменитый портрет 10 лет находился в коллекции американской звезды Опры Уинфри. Однако, в 2016 она продала его новому владельцу — неизвестному коллекционеру из Китая, который приобрел произведение искусства за 150 млн долларов. Невероятные истории борьбы племянницы Адели Блох-Бауэр за возвращение семейного имущества представлена в фильме 2015 года «Золотая леди».

Список литературы
  • Энциклопедия Википедия
  • Яндекс Дзен

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии