Постоянство памяти — картина Сальвадора Дали

«Постоянство памяти» — самая известная картина художника Сальвадора Дали, созданная в 1931 году. Работа выполнена в сюрреалистическом стиле и изображает мрачный морской берег, усеянный расплавленными часами. Это один из лучших примеров того, насколько непостоянной может быть память. Часы, которые доминируют в этой картине, указывают на понятие времени, являющееся врагом памяти.

Краткое описание картины

Дата создания:1931 год
Автор:Сальвадор Дали, Salvador Dalí
Оригинальное название:La persistencia de la memoria
Стиль:сюрреализм
Жанр:аллегория
Техника, материалы:масло, холст
Размер:24×33 см
Местонахождение:Нью-Йоркский музей
современного искусства (МоМА)

История создания картины

Картина со стекающими часами возникла в сознании художника, когда он страдая головной болью оправился спать, пока Гала находилась в кино. Сам художник утверждал, что идею мягких часов он почерпнул, наблюдая за тающим на солнце сыром камамбер Ранее, Дали считал, что его незаконченный пейзаж Порт-Льигата может стать хорошим фоном для будущей картины. Обескураженный отсутствием идей, он собирался бросить картину, когда в своем воображении увидел двое расплавленных часов. Через 2 часа вернулась жена художника и застыла перед видом необычной картины, которой суждено стать бессмертным шедевром.

Сальвадор Дали и часы

В июне 1931 года на персональной выставке Дали картину увидел приятель Марселя Дюшана — Жульен Леви. Он купил картину за 250 долларов и посчитал, что более уместное название для нее — «Мягкие часы». Сложно поверить, что у данного шедевра когда-то была столь низкая цена. После, знаменитая картина будет переходить от одного владельца к другому, пока не найдет свое пристанище в Музее современного искусства.

Есть предположение, что источником вдохновения для этой причудливой картины была теория относительности Альберта Эйнштейна. Картина из Музея современного искусства в Нью-Йорке представила образ «мягких, плавящихся» карманных часов в очень суровом ландшафте, уплотняя теорию Дали о «мягкости» и «твердости». Хотя некоторые предполагали, что мягкие часы символизируют относительность пространства и времени, Дали сказал, что они вдохновлены не теорией относительности, а сюрреалистическим восприятием сыра камамбер, тающего на солнце.

Работа имеет и другие названия: «Мягкие часы», «Твердость памяти», «Стойкость памяти», «Течение времени» или «Время».

Фрагмент картины Дали
Фрагмент картины Дали
Дезинтеграция постоянства памяти

Анализ произведения и смысл

Вдалеке виднеется каменистый золотой холм, который будто впадает в воду. Это не морской пейзаж, придуманный Дали. Скорее всего, испанский художник нарисовал скалы побережья Кап-де-Креус в Каталонии, где он с ранних лет проводил каникулы.

На холсте размещено четверо часов. Одни свисают с сухого дерева, другие, с золотой окантовкой, стекают с коричневого постамента. На золотистых часах сидит муха, которая может символизировать «летящее» время. Оранжевые часы, лежащие рядом, кажутся менее мягкими и тающими, чем другие. Они покрыты муравьями, которых Дали очень боялся в детстве. Насекомые являются символом гниения и разложения.

Четвертые часы находятся в центре картины. Они стекают с деформированной формы бежевого цвета. Только присмотревшись, можно увидеть что-то вроде носа, века, длинных ресниц. Искаженная форма напоминает кожу, стянутую с лица. Возможно, это автопортрет самого Сальвадора, похожий мотив появился в его работе под названием «Великий мастурбатор».

Вторая картина с мягкими часами

В 1954 году, то есть более чем через двадцать лет после картины «Постоянство памяти», сюрреалист написал новую по образцу предыдущей Он назвал ее «Распад постоянства памяти» или «Дезинтеграция постоянства памяти». Изображение имеет аналогичный, очень маленький размер. Однако, хотя в нем есть похожие элементы и символика, он выглядит совершенно иначе. Все на холсте разрозненно, прерывисто.

Этот образ — проявление меняющегося увлечения испанского живописца. Ранее это был психоанализ и мир бессознательного. С прогрессом в области физики, и особенно с развитием знаний об атоме, Сальвадор начал показывать новые концепции в своих картинах. Предполагается, что распад, показанный на картинке, относится к разрыву материи, которая состоит из миллиардов мелких элементов — атомов. Кроме того, сами атомы также могут распадаться, что подтверждено взрывами двух атомных бомб, сброшенных в 1945 году. Оба эти события оказали сильное психологическое воздействие на знаменитого художника.

Но на этом сюрреалист не остановился: он решил создать скульптуры «Постоянство памяти» и «Профиль времени» все с теми же мягкими часами, свисающими с ветки дерева. В 2014 году скульптура «Профиль времени» была похищена из Монмартра и считается не найденной до сих пор.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии