Свобода, ведущая народ — описание картины Эжена Делакруа

«Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах» — одно из самых известных произведений Эжена Делакруа. Молодой, но многообещающий художник создал работу, которая стала аллегорией и иллюстрацией событий тех времен.

Свобода, ведущая народ - картина Эжена Делакруа

Кратко о полотне:

Дата создания:1830 год
Оригинальное название:La Liberté guidant le peuple
Вид искусства:живопись
Стиль:романтизм
Жанр:историческая живопись,
символическая живопись
Техника, материалы:масло, холст
Размер:260 x 325 см
Местонахождение:Лувр, Дворец великих герцогов

Правящий тогда король Карл X не скрывал своего явного стремления восстановить абсолютное правление во Франции. Он был гораздо более консервативен, чем предыдущий правитель, его брат Людовик XVIII. 25 июля 1830 года Карл X издал пять указов. В первом постановлении правитель приостановил свободу печати, ограничив право издавать газеты. Отныне их могли выдавать только люди, получившие его особое согласие. Палата депутатов была распущена вторым постановлением. Третья ограничивала право голоса только для самых богатых граждан, а четвертая была дополнением к предыдущей и определяла точный порядок проведения выборов.

Ордонансы Карла X вызвали всеобщее возмущение французского общества. Не помогала и экономическая ситуация. В Париже неуклонно росло количество безработных, значительно снижалась заработная плата, а цены постоянно росли. Таким образом, приказы короля подтолкнули людей выйти на улицы и протестовать. 27 июля рабочие и студенты начали возведение баррикад на улицах. Карл X приказал вооруженное подавление беспорядков, но солдаты стали обращаться к революционерам. 28 июля повстанцы захватили мэрию Парижа, а через день король отрекся от престола и бежал в Англию. После долгих раздумий корона была передана новому правителю с либеральными взглядами, Людовику Филиппу I Орлеанскому. Три дня боев — с 27 по 29 июля по 1830 год — стали называть «тремя днями славы».

Июльская революция была прямым вдохновением для Эжена Делакруа, изобразившего события на холсте. Сам художник не принимал участия в массовых беспорядках, но встал на сторону революционеров. Он закончил работу в память о повстанцах в 1830 году.

Мы можем быть уверены, что сцена происходит в Париже, так как на заднем плане виден собор Парижской Богоматери. Вероятно, герои произведения находятся на левом берегу Сены. По мнению историков, именно здесь началась революция.

Свобода, ведущая народ - эскиз Эжена Делакруа
Набросок лица Марианны
Свобода, ведущая народ - второй эскиз Эжена Делакруа
Эскиз к произведению

Воительница Марианна

При рассмотрении изображения, особое внимание обращает на себя женщина с открытыми плечами и грудью. Ее платье как халат на старинных скульптурах. Героиня — олицетворение Марианны, французского символа свободы, которая всегда представлена ​​воительницей с фригийской шапкой на голове.

Фригийский колпак, также известный как фракийский, — еще один важный символ. Его называют шапкой свободы и в древности приравнивали к символу независимости и автономии. Яркая красная конусообразная кепка стала особенно популярной во время Французской революции. До сегодняшнего дня фригийская женщина считалась не только символом этой революции, но и одним из главных национальных символов Франции.

Марианна на картине «Свобода на баррикадах» держит над головой французский флаг. В другой руке у нее штык. Прямая, сильная фигура напоминает древних богинь.

Художник хотел включить в картину представителей всех социальных слоев. Самый выдающийся мужчина — элегантно одетый мужчина с черным цилиндром на голове. Его одежда может свидетельствовать о его благородном происхождении и высоком социальном статусе. По мнению некоторых историков, фигура мужчины — автопортрет самого мастера. Также привлекает внимание фигура мальчика, держащего в обеих руках пистолеты. Его можно считать представителем рабочего класса. Вероятно, мальчик вдохновил Виктора Гюго на создание образа Гавроша в «Отверженных» . Среди павших, изображенных внизу работы, можно увидеть солдат в форме.

Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

Изображая на картине людей из разных слоев общества, Эжен Делакруа хотел показать идею лозунга, которым руководствовалась Великая французская революция: «Свобода, равенство, братство». Художник доказывает, что свобода — это идея, за которую каждый хочет бороться, независимо от происхождения и опыта. В этой борьбе нужно стоять плечом к плечу и быть выше разногласий. Живописец, говоря об июльской революции, напомнил, что в истории можно найти такие события, во время которых общество смогло объединиться, чтобы победить врага и бороться за права, которые для него наиболее важны.

Картина Делакруа, ставшая художественным ответом на беспорядки революции в Париже, была впервые представлена ​​публике в Салоне в 1831 году. Вскоре после этого она была куплена королем Луи Филиппом I за три тысячи франков. Работа должна была украсить стены Люксембургского дворца, где жил правитель, но через несколько месяцев, вероятно, из-за революционного значения, она была отправлена ​​на хранение в семью художника. Лишь в 1874 году картина была передана в Лувр, где ее можно увидеть и по сей день.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии