Автопортрет с перевязанным ухом — картина Винсента Ван Гога

Сильный, пронзительный взгляд лазурных глаз, яркая и многообещающая нежность. Бледное лицо, гладко выбритые щеки, так непохожие на грубый вид на других автопортретах Винсента Ван Гога. Ухо закрывают несколькими слоями пропитанной камфорой повязки, чтобы защитить открытую рану. На изображении это правое ухо, хотя на самом деле повреждено левое ухо. Художник использовал зеркало для создания своего образа в соответствии с многовековой традицией, продиктованной практическими соображениями.

Кратко о полотне:

Дата создания:1889 год
Жанр:автопортрет
Техника, материалы:масло, холст
Размер:60 см × 49 см
Местонахождение:Галерея Курто, Лондон

Этот автопортрет был создан через несколько дней после того, как Ван Гог совершил членовредительство, которое едва не стоило жизни. Ярко подчеркнута белизна повязки, а значит, автопортрет следует рассматривать именно через призму этого драматического события. Ван Гог стоит в своей студии, в так называемой Желтый дом в Арле .

Он показал себя вскоре после возвращения из больницы в морозный январский день в толстом пальто и отороченной мехом шапке. Может быть, эта одежда должна защищать его от холода, проникающего через открытое окно, или, может быть, она просто обеспечивает ему чувство безопасности перед лицом угроз, исходящих извне. Последние дни принесли много изменений в его жизнь, которые сокрушили чувствительную психологическую структуру художника, заставив его сломаться.

1888 год обещал стать для Ван Гога моментом исполнения его самых сокровенных мечтаний. С тех пор, как он нашел свое призвание как художник, он хотел создать художественное сообщество. С этой целью он покинул Париж, чтобы перебраться на юг Франции, в Арль, где яркий свет Юга искушал его своими яркими красками. Здесь же должна была возникнуть его долгожданная художественная коммуна. Его брат Тео, верный соратник планов Винсента, помог ему организовать поездку.

Он выступил посредником в аренде Желтого дома, где будут созданы самые важные произведения того периода жизни Ван Гога. Именно тогда был создан сериал Słoneczników ( Подсолнухи) , виды интерьера его спальни, а также Терраса кафе в ночное время.

Ночная терраса кафе, 1888

Тео также осуществил величайшую мечту своего брата — он пригласил в Арль Поля Гогена , которым восхищался Винсент и с которым он хотел творить вместе. Он мечтал, чтобы они оба стали отцами-основателями нового творческого коллектива. Гоген прибыл в октябре. В течение девяти недель художники жили вместе в Желтом доме и вдохновляли друг друга на творческие поиски, ведя дискуссии об искусстве. Они часто спорили. Ван Гог был сторонником вдохновения, которое можно черпать из природы, а Гоген превыше всего ценил творческую силу воображения.

Декабрь положил конец планам Ван Гога, а также многим изменениям. Стабильный мир художника сначала потряс сообщение от Тео, который сообщил ему о своей помолвке с Джоанной Бонгер в письме.

Йоханна Гезина ван Гог-Бонгер -супруга Тео и переводчик писем братьев Ван Гогов

У чувствительного Винсента это вызвало страх перед его связью с братом. Однако самым большим ударом стало решение Гогена вернуться в Париж. Он взялся за дело, устав от эмоциональной нестабильности своего товарища, которая вызывала между ними все более и более бурные столкновения. В жесте отчаяния 23 декабря 1888 года Ван Гог отрезал себе кусок уха.

Врач, который ухаживал за Ван Гогом, Феликс Рей, сделал запись, в которой обрисовал ситуацию:

«В прошлое воскресенье, в 23:30, голландский художник, вошел в бордель № 1, позвал женщину по имени Рэйчел и протянул ей … ухо, сказав: « Береги его ». Потом он исчез. Когда полиция узнала об инциденте, который мог быть только жалким поступком сумасшедшего, на следующий день они посетили его дома и обнаружили, что он лежит на своей кровати, очевидно, при смерти. Несчастный был доставлен в больницу »

Сообщения о том, что именно произошло той ночью, разнятся. Независимо от конкретных причин и мотивов, которыми руководствовались художники, мероприятие успешно положило конец одному из самых известных творческих коллабораций в истории искусства. На следующий день Поль Гоген уехал в Париж. Однако на этом их отношения не закончились. Артисты переписывались до самой смерти Ван Гога.

Автопортрет с перевязанным ухом был создан вскоре после этого инцидента. Художник как бы выражает надежду, что все еще можно спасти. Об этом свидетельствуют, в том числе, письмо того времени, в котором он написал своему брату о своем желании продолжить проект создания сообщества художников в Арле и даже повторно пригласить Гогена и начать все сначала. Об оптимизме Ван Гога свидетельствуют и цвета самой картины — хотя и прохладные по тону, цвета яркие и чистые. Они придают композиции спокойное выражение. Краски наносились на холст самопроизвольно, с использованием густого и быстрого импасто. Ван Гог уделял большое внимание деталям, местами отражающим фактуру материалов: переплетение ткани пальто, бинтовые нити или мех шляпы. Также обращает на себя внимание способ формирования лица с многочисленными следами кисти в цветах пурпурного, зеленого, красного.

Фон автопортрета также убеждает в желании продолжать действовать и творить. Здесь видны две любви Ван Гога — ожидающие рисования, чистый холст, опирающийся на мольберт, и японская гравюра на дереве, изображающая пейзаж с горой Фудзи. Он был признан как «Гейша в пейзаже», гравюре, опубликованной Sato Tokyo в 1880-х годах.

О том, как она имела особое значение для японского искусства Винсента, свидетельствует одно из его писем к брату, в котором он писал:

«Все мои работы в той или иной степени основаны на японском искусстве».

Три года назад, во время своего пребывания в Антверпене, он имел возможность за несколько центов купить гравюры на дереве укиё-э, изображающие сцены из «проходящего мира». Самым известным их создателем был Хокусай, «японский Диккенс», который, как и Ван Гог, интересовался изображением жизни самых бедных. Япония, на протяжении веков закрытая для остального мира, открылась для международного обмена во второй половине XIX века. Ксилография укиё-э распространилась по всей Европе, вдохновляя художников развивать новые направления в искусстве, в том числе наблюдение за природой.

Также под влиянием сказок о Дальнем Востоке Ван Гог создал свой автопортрет, посвященный Полю Гогену. По его замыслу, работа заключалась в том, чтобы задать направление, в котором должны были следовать оба художника. Его создание было вдохновлено описанием буддийских монахов, прочитанным в романе Пьера Лоти «Мадам Хризантема» . Этот роман сегодня известен как литературный прообраз оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» .

Автопортрет, посвященный Полю Гогену

Также возможно, что поведение Ван Гога вскоре после членовредительства было неосознанно вдохновлено его увлечением Японией. Практика синдзю , связанная с культурой изощренной проституции, основана на взаимном обмене любовными подарками. В нем, среди прочего, отправляя любовные письма, часто запечатанные каплями крови, а также прядями волос, ногтей и даже отрезанными пальцами. Ван Гог дал проститутке Рэйчел свой кусок уха, который он назвал «драгоценным» предметом, о котором нужно заботиться с уважением. Насколько сознательно художник отнесся к этому обычаю, сказать сложно.

Несмотря на оптимистичный характер этого автопортрета, жизнь Ван Гога должна была кардинально измениться. И хотя ему удалось ненадолго остаться в Желтом доме после инцидента, в ближайшие несколько недель соседи подписали петицию с требованием принудительной госпитализации артиста.

Под ее влиянием местные власти приказали насильно выгнать его из дома и перевести в больницу в Арле, где он был помещен в одиночную камеру. Это был конец его мечты о работе в художественном сообществе.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии