Марсель Дюшан — история скульптуры «Фонтан»

«Фонтан» — одна из самых известных и одновременно скандальных работ Марселя Дюшана. Произведение было показано в 1917 году на выставке Ассоциации независимых художников в Нью-Йорке и, конечно же, вызвала шок. Это был обычный писсуар, расположенный на постаменте и подписанный как «R.Mutt» (Р. Дурак). В то же время эта композиция инициировала всеобщую дискуссию о сущности искусства.

Произведения Дюшана часто становились предметом обсуждения критиков и зрителей, и сегодня мы рассмотрим одну из самых известных работ в техники реди-мейд.

Фонтан - скульптура Марселя Дюшана

Кратко о работе:

Дата создания:1917 год
Вид искусства:скульптура
Оригинальное название:англ. Fountain, фр. Fontaine
Стиль:реди-мейд, ready-made
Техника, материалы:фарфор
Размер:30.5×38.1 см
Местонахождение:Художественный музей Филадельфии,
Филадельфия

Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

Дюшан использовал скандальную стратегию, типичную для авангарда — само отображение писсуара определенно было иконоборческим. Это был акт оспаривания традиционного искусства и его ценностей. Таким образом, он подверг сомнению каноничность в искусстве, обратил внимание на периферию и все, что до сих пор было исключено из области эстетических переживаний.

Интересно, что видение Дюшана не отличается от теории эстетики Иммануила Канта, согласно которой одним из условий эстетического переживания является соответствующая дистанция реципиента по отношению к объекту, которым восхищаются. Таким образом, вещь с утилитарной функцией не может стать произведением искусства, потому что она служит чему-то иному, кроме восхищения ею.

Он отметил, что если мы поместим знакомый предмет в музей, покажем его, дадим название, оно неожиданно превратится в эстетический объект. Категории красоты и уродства здесь имеют второстепенное значение — зритель может созерцать оба объекта. Контекст, в котором будет существовать данная выставка, имеет огромное значение.

Таким образом, Марсель Дюшан совершает революционные изменения в понимании искусства, а также во взаимоотношениях между искусством и реальностью. Художник выстраивает совершенно новую эстетику, приравнивает искусство старых великих мастеров к обычному писсуару. Его иконоборческий поступок также обращает внимание на механизмы создания канона, показывает, что граница между искусством и неискусством совершенно произвольна и подвижна. Это также побуждает зрителя задуматься о том, кто решает, является ли что-то искусством или нет.

Интерпретировать скульптуру — трудная, а может быть, и невыполнимая задача. В конце концов, Дюшан был связан с дадаистским движением, продвигающим антиинтеллектуализм в искусстве и порывающим с классической эстетикой. Однако можно предложить несколько возможностей для понимания работы. Это интеллектуальное разрушение искусства как чего-то возвышенного — если даже писсуар может сойти за произведение, само искусство теряет смысл. Однако более вероятно, что художник имел в виду другое — подчеркнуть, что все может быть искусством, что каждый объект может быть возвышен, потому что он уже содержит это возвышенное, только скрытое (роль художника заключается в том, чтобы подчеркнуть это, вывести на свет. Разделение на зоны художественного сакрального и нехудожественного профана неясно и легко пересекается.

Наконец, автор мог обратить внимание на сходство определенных форм в истории человечества — эти формы проявляются по-разному: то, что раньше было формой часовни, фонтана или декоративного элемента, сегодня может быть объектом удовлетворения физиологических потребностей.

Рекомендуем к прочтению:

Книга о Марселе Дюшане. Беседы с Пьером Кабанном

Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. Уилл Гомперц

Пойми, почему это шедевр. Франсуаза Барб-Галль

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии