Кубизм: история возникновения, основоположники и их картины

Кубизм (cubisme)— это модернистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века (1906–1909) во Франции. Это был результат творческих и, как выяснилось, революционных экспериментов и живописных поисков нескольких выдающихся художников. Основоположником кубизма был Жорж Брак, к которому вскоре присоединился Пабло Пикассо. Последующие направления, такие как футуризм, конструктивизм, дадаизм и сюрреализм, черпали образы и вдохновение из данного стиля.

Название было придумано искусствоведом, который иронично сравнил метод рисования Брака с французским словом le cube, что означает куб. Кубистическая живопись не заботится о внешнем сходстве. Это искусство созидания, а не подражания.

Кирпичный завод в Тортосе, Пикассо
Гора Сент-Виктуар и Шато-Нуар
Жора Брак «Дом в Эстаке»
Дом в Эстаке

Зарождение кубизма

В то время импрессионизм начал выходить из моды, как и фовизм, а на смену им возникло абсолютно новое течение. Первая фаза развития стиля, связана с достижениями французского художника Поля Сезанна. Внимательно наблюдая за действительностью, он пришел к выводу, что все формы в природе сводятся к трем основным фигурам: сфере, конусу и цилиндру. Эта мысль привела Сезанна к созданию упрощенных геометрических форм, как если бы они рассматривались под разными углами. Данная техника представлена на картине — «Гора Сент-Виктуар и Шато-Нуар».

Сезанновский кубизм оказал особенно сильное влияние на Жоржа Брака, который писал пейзажи на юге Франции в 1908 году и создавал свои ранние кубистические работы.

В раннем кубизме Пикассо и Брак использовали приглушенные цвета, в которых преобладали оттенки коричневого, зеленого и серого. Под влиянием работ Поля Сезанна они использовали геометрические формы предметов. Примером работы этого периода является «Портрет Гертруды Стайн» Пабло Пикассо, представленный ниже.

Портрет Гертруды Стайн
Авиньонские девицы — "Пабло Пикассо"

Представители кубизма

В 1907 году Пикассо создает картину «Авиньонские девицы». Вскоре арт-критик Даниэль Анри Канвейлер признает эту работу «отправной точкой из кубизма».

В ноябре Брак представляет в галерее Канвейлера работы, написанные летом 1908 года недалеко от Марселя. Организаторы Осеннего салона отказываются принимать его геометрические образы. Парижский критик Луи Воксель пишет о потере формы и кубизме в газетной колонке «Жиль Блаз» («Gil Blas»).

Жорж Брак начинает работать с Пабло Пикассо. Они встречаются ежедневно, обмениваются идеями, идеями и бросают вызов друг другу. Пишут натюрморты и пейзажи — стремятся свести мотивы к элементарным геометрическим формам.

Девушка с мандолиной (аналитический период)

Направления кубизма и картины

Аналитический

В 1909–1910 живописные эксперименты привели кубистов ко второму периоду этого направления — аналитической фазе. Аналитический кубизм заключался в оптическом разбиении объектов и четком разложении формы. Предметы или фигуры были показаны как бы в распадающемся состоянии, со всех сторон одновременно.

Первая фаза характеризуется прежде всего скудными красками и отсутствием эмоций. Сюжетом созданных в то время картин был натюрморт. В произведениях Пикассо и Брака этого периода есть явные отличия. Первый был сосредоточен в основном на абстрактных формах, а второй создавал геометрические образы реальных объектов.

Синтетический

С 1911 года это направление приобрело форму синтетического кубизма. К Пикассо и Браку присоединились такие художники, как Фернан Леже, Хуан Грис, Альберт Глейзес и, прежде всего, Марсель Дюшан.

Синтетический кубизм характеризовался множеством различных фактур, техник рисования, он представлял собой коллаж из множества элементов. В то время как аналитический представлял объекты, главным образом, в разобранном виде, синтетический пытался показать несколько объектов одновременно.

Объекты по-прежнему были упрощенными и лишенными светотени. С другой стороны, они снова были объединены. В этом помогло более смелое использование цвета. Плоские объекты размещались один за другим на последующих планах. Связи с реальностью подчеркивали наклеенные на фотографии газет, билеты, имитации текстуры дерева и надписи. Так создавались кубистические коллажи.

Брак Купальщицы
Купальщица, Жорж Брак

Несмотря на революционный характер данного течения, его создатели были верны традиционным мотивам в искусстве — главными сюжетами их произведений были натюрморты, портреты и обнаженная натура.

Основатели направления неохотно участвовали в официальных выставках, таких как Салон независимых и Осенний салон. Их работы можно было увидеть в галереях арт-дилеров. Однако у них было множество последователей, которые объединились для совместного показа работ. Однако, в 1911 году в Независимом салоне прошла большая выставка.

Сам Пикассо не любил этот термин и не хотел, чтобы его отождествляли с каким-либо течением. Он считал, что только он и Брак понимали, что они делают, потому что они создали что-то на основе своих собственных исследований и опыта. Остальные понятия не имеют об этом.

Список источников
  • Энциклопедия Википедия (wikipedia)
  • wikiart
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии