Маньеризм: особенности и представители стиля в разных странах

Маньеризм — это стиль живописи в западноевропейском искусстве, возникший в 1530 году XVI века и просуществовавший до конца столетия. Он назван в честь «maniera», итальянского термина, означающего «стиль» или «манера», и относится к стилизованному, преувеличенному подходу к живописи и скульптуре.

В эпоху Возрождения итальянские художники черпали вдохновение в идеальных формах и гармоничных композициях классической античности. Художники-маньеристы довели принципы, установленные в эпоху Возрождения, до новых крайностей, достигнув высшей точки в эстетике, которая придала стилистический характер классицизму. В данной статье мы рассмотрим этот менее известный стиль, исследуем его историю и особенности.

Также известный как Позднее Возрождение, маньеризм рассматривается как мост между Высоким Возрождением и периодом барокко, который принял богатую эстетику подмножества и адаптировал ее как экстравагантность.

Персей и Андромеда (картина) — Иоахим Эйтевал (Втевал)
Персей и Андромеда — Иоахим Эйтевал

Зарождение маньеризма

Развитие маньеризма началось во Флоренции и Риме около 1520 года, отражая «идеальный шторм» обстоятельств, влияющих на мир искусства в то время. Печать позволила распространить популярные образы таких художников, как Микеланджело и Альбрехт Дюрер, чтобы проникнуть в коллективное сознание в Италии (и северных странах), позиционируя художников как божественных творцов, а не просто служащих богатых покровителей и церквей. В 1517 году Виттенбергские тезисы Мартина Лютера (1517), осуждающие церковные обычаи и призывающие к реформе, положили начало протестантской Реформации. Из-за этого безмятежные и классические идеализации красоты, характерные для Высокого Возрождения, больше не казались приемлемыми.

В то же время молодые художники почувствовали, что стиль Рафаэля и Леонардо настолько совершенен, что дальнейшее развитие или выражение индивидуальности невозможно.

Кроме того, научные открытия, в том числе открытие Нового Света, и установление Коперником того, что Солнце, а не Земля, как обычно считалось, является центром Солнечной системы, бросили вызов гуманистическому убеждению, что центром Вселенной является человек.

Вместо того, чтобы создавать гармоничные композиции, изображающие реалистичное пространство, художники начали исследовать возможность размещения изображения в интеллектуальном пространстве. В результате обработка пространства и фигуры стала менее рациональной, несколько фигур сжимались в одну плоскую плоскость, создавались причудливые или сложные архитектурные декорации, рама и изображение сливались в один декоративный эффект.

Лаокоон и его сыновья
Иосиф в Египте

Представители и предшественники маньеризма

Важным предшественником маньеризма было влияние классической римской статуи Лаокоона и его сыновей (40-30 до н.э.), найденной в Риме в 1506 году во время обширных реконструкций. Статуя драматично изображала момент, когда боги послали гигантских змей, чтобы убить пророка и двух его сыновей за то, что они пытались предостеречь своих собратьев-троянцев от попадания греческого деревянного коня в город. Статуя предложила новый взгляд на классическое искусство, олицетворяя эллинистический стиль с его акцентом на драматическое движение и сильные эмоции, а не на идеализированную гармонию, ранее ассоциировавшуюся с греками и римлянами. Считается, что змеиные образы, или «змеиная фигура», ставшая заметным элементом маньеризма, была взята из борющихся форм этого шедевра.

Два флорентийских художника, Россо Фьорентино и Якопо Понтормо, были пионерами маньеризма. Оба прошли обучение в мастерской Андреа дель Сарто, который использовал принципы Высокого Возрождения, принимая все более яркую цветовую палитру и широкий спектр фигуративных поз. Его адаптации повлияли как на Понтормо, так и на Россо, на развитие художественного стиля, который отвергал классическую трактовку пространства и человеческой фигуры.

Кроме того, и Микеланджело, и Альбрехт Дюрер оказали влияние на Понтормо. Он обнаружил, что Дюрер делает упор на сильных эмоциях, в то же время используя переполненное поле фигур, сочувствующих его собственным художественным целям.

Понтормо также совершил поездку в Рим, чтобы изучить работы Микеланджело, а к 1515 году он начал развивать свой стиль маньеризма, как это видно в его Иосифе в Египте (1515-1518), создав замысловатое, но ненатуралистическое пространство, где толпы, одетые в кружащиеся разноцветные одежды, бродят вокруг, а их фигуры находятся в преувеличенных позах.

Диана-охотница
Похищение Прозерпины

Концепции, стили и тенденции

Хотя маньеризм был отмечен отчетливо придворным стилем, он также был широко адаптирован художниками из разных географических мест к традиционным предметам и мотивам определенной области. Определяемый общим термином северный маньеризм включал известные центры школы Фонтенбло во Франции, елизаветинской и якобинской придворной живописи в Англии, двор императора Священной Римской империи Рудольфа II в Праге и нидерландские города Антверпен и Утрехт.

Франция: Школа Фонтенбло (1530-1630)

В 1530 году король Франции Франциск I, заядлый меценат, страстно любивший итальянское Возрождение, пригласил Россо Фьорентино ко французскому двору. Воспользовавшись возможностью, потеряв все в разграблении Рима в 1527 году, Россо переехал в Фонтенбло, где прожил до конца своей жизни. Он стал лидером Первой школы Фонтенбло в 1530 году и разработал особый придворный стиль. Французский маньеризм был известен своими интерьерами, в которых картины, мебель, декоративные и архитектурные элементы создавали очень стилизованное единство. Россо первым начал использовать большие лепные рельефы в качестве рамок для картин-врезок. Часто они несли изображения обнаженных нимф или фруктов и повлияли на использование орнаментов по всей Европе. В то же время его картины широко копировались и оказали влияние на других французских художников.

Покровительство Франциска I привело к акценту на мифологические и аллегорические сюжеты с эротической тематикой. Россо руководил разработкой вместе с итальянскими маньеристами Франческо Приматиччо и Никколо дель Аббате, которых пригласили ко двору в 1540-х годах. Никколо делль Аббато был особенно известен своими мифологическими картинами, такими как «Похищение Прозерпины», в котором соединились жанры обнаженной натуры и пейзажа, популяризированные Венецианской школой. Приматиччо создал гобелены на похожие темы, а также обширные театральные и церемониальные постановки для двора, хотя большая часть этой работы была утеряна. Некоторые мотивы, такие как изображения римской богини Дианы, олицетворяли любовь французского короля к идеальной женской красоте и стали настолько стандартизированными, что были широко созданы многочисленными анонимными художниками Школы.

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна

Елизаветинская и якобинская придворная живопись (1558-1625)

Французский маньеризм также повлиял на британскую придворную живопись во время правления королевы Елизаветы I и ее преемника Джеймса I. Некоторые портретисты специализировались на миниатюрных портретах, жанре интимных сувениров, например, Николас Хиллиард в его Портрете молодого человека, вероятно Роберта Деверо (1566-1601), второго графа Эссекса (1588), изображающего особого фаворита королевы.

Другие художники, такие как Роберт Пик-старший и Маркус Гиэртс Младший, были известны своими портретами в натуральную величину.

Прага и Рудольф II (1576-1612)

Покровительство императора Священной Римской империи Рудольфа II было описано искусствоведом Мартином Буллом как «взрыв мифологических образов … который не наблюдался со времен Фонтенбло». Рудольфа особенно интересовали обнаженные мифологические сцены и изображения Геракла, с которым он отождествлялся. Ряд известных художников работали по заказам двора, в том числе Джамболонья во Флоренции и Паоло Веронезе в Венеции.

В Праге придворный художник Бартоломеус Шпрангер руководил маньеризмом. Его обучение отражало поистине интернациональный вкус придворного маньеризма, поскольку он родился и впервые обучался в Антверпене, но впоследствии испытал большое влияние как североевропейского, так и итальянского Возрождения, и особенно римских маньеристов. Его большие картины часто были мифологическими сценами, сочетая непристойное отношение к обнаженной натуре с художественными средствами, подчеркивающими щедрые декоративные эффекты. Отпечатки его работ были распространены по всей Европе и оказали заметное влияние на развитие маньеризма в Нидерландах.

Маньеризм в Нидерландах (1580-1620 гг.)

В основе маньеризма в Нидерландах лежала североевропейская традиция изготовления гравюр, ведущей силой которой стал Хендрик Гольциус. Он разработал новые техники травления, в том числе метод «точка и ромб». Он создал сотни гравюр, одни из самых известных, иллюстрирующих мифологические и аллегорические сюжеты, такие как его Икар (1588 г.), а также ряд гравюр по рисункам или картинам Бартоломеуса Шпрангера.

Другие художники в Нидерландах в первую очередь испытали влияние итальянских маньеристов, как видно из работ Иоахима Юттеваля после его пребывания в Италии в 1580-х годах. Он сочетал мифологические сюжеты с традиционным североевропейским акцентом на пейзажи и символические детали. Его подход стал ведущей тенденцией среди художников, сосредоточенных в Утрехте, особенно в работах Авраама Блумарта.

Кроме того, художники Нидерландов также адаптировали стиль маньеризма к традиционным северноевропейским предметам, когда Маттийс, Пол Бриль, Ганс Роттенхаммер и Адам Эльсхаймер стали известны своими пейзажными панорамами. Другие художники, такие как Альбрехт Альтдорфер и Гиллис ван Конинкслоо, рисовали то, что они называли «чистыми пейзажами», обычно изображая густой лес крупным планом. Этот подход повлиял на последующих художников, таких как ученик Альтдорфера Руландт Савери, чей Лес с оленями (1608-1610) почти современен по своему экспрессионистскому эффекту.

Внесите вклад в популяризацию искусства и развитие сайта Artverve — поделитесь статьей с друзьями!

Упадок стиля

Маньеризм начал приходить в упадок около 1600 года, когда известный художник Караваджо, которого окрестили «отцом барокко», впервые применил революционный подход, сочетающий светотень и тенебризм, обе техники, подчеркивающие игру света и тьмы, с новым реализмом в драматических сценах. К 1620 году доминировал период барокко, хотя акцент движения на драматических действиях и очень эмоциональных сценах можно рассматривать как развитие маньеризма. В декоративном искусстве влияние маньеристов продолжалось до середины 1600-х годов, особенно во дворах Европы.

Маньеристы повлияли на последующее поколение художников, так как ученики Джамболоньи — Адриан де Врис, Пьетро Пьюже и Пьетро Франкавилла — продолжали продвигать его стиль в Северной Европе. Что еще более важно, работы Джамболоньи оказали заметное влияние на Бернини и Алессандро Альгарди, ведущих скульпторов эпохи барокко. Творчество Челлини оказало влияние на Антонио Канова Феодосия Федоровича Щедрина, а в ХХ веке — на Сальвадора Дали. Но в целом маньеризм потерял популярность, как и многие его ведущие художники, в последующие столетия и обычно рассматривался как период упадка после Высокого Возрождения.

Обычно забытый (за исключением Испании) испанский художник эпохи Возрождения и маньеризма Эль Греко был заново открыт в 1800-х годах французскими художниками, такими как Эжен Делакруа и Эдуард Мане. Поль Сезанн пошел еще дальше и написал свою версию «Дамы в меховой накидке» Эль Греко. Позже его работы оказали основное влияние на Пабло Пикассо и развитие кубизма, а также повлияли на развитие экспрессионизма в работах Бекмана, Макке, Кокошки, Хофера. Известные испанские художники Игнасио Сулоага, Сантьяго Русиньол и Хоакин Соролья опирались на его работы, равно как и мексиканские художники Ривера и Ороско . В Соединенных Штатах на его работы ссылались Томас Харт Бентон, Джексон Поллок и Роберто Матта.

Работы Бронзино также были «заново открыты» неоклассическим Жаком Луи Давидом, а затем художниками 20- го века, такими как Пикассо, Матисс, де Кирико и Фрида Кало. Известные писатели Марсель Пруст, Уильям Сомерсет Моэм и Айрис Мердок ссылались на его работы.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии