Гайд по стилям живописи: от наскальных рисунков до современности

Живопись — одно из самых ранних проявлений человеческого творчества. Стили, направления и жанры в изобразительном искусстве очень разнообразны и многогранны. Единый принцип художественного мышления — важнейшая характеристика, согласно которой работы мастеров можно отнести к тому или иному направлению. 

Живопись, в зависимости от периода, продиктована разными правилами, и врожденное желание художников к новаторству привело к появлению множества периодов, которые кратко описаны в этой статье. Чтобы рассмотреть примеры картин для каждого стиля — кликните на изображение.

Доисторическая живопись

Доисторическая живопись — это название, которое функционировало в истории только с 19 века. Данный период восходит к палеолиту, настенные и наскальные рисунки сохранились до наших дней. Творчество первых людей проявилось в настенных росписях. Эти чрезвычайно простые по форме картины были выполнены примитивными красками, состоящими из растительных красок и глины. Инструментом художника была рука или мох, служившие кистью, и полая кость, используемая для распыления краски. Предметом того периода были сцены битвы животного и охотника, в которых художники сосредоточились на наиболее детальном изображении фигур животных, а человеческие фигуры трактовались как просто очертания, контур.

Стили живописи - 4
Вазопись Древней Греции
Древняя Фреска богини Артемиды

Творчество Древнего Египта

Античность (400 г. до н.э. — 400 г. н.э.)

Античность характеризуется значительным повышением уровня рисования по сравнению с доисторическим периодом. Это результат появления первой кисти, созданной, в том числе, с щетиной. Основными центрами античной живописи были Греция, Рим и Египет. 

Греческая живопись обычно проявлялась на сосудах, поэтому историки и назвали ее вазовой росписью. Была также настенная роспись, некоторые образцы которой сохранились до наших дней. В своих произведениях греки обычно изображали мифологические сцены, судьбы богов и героев. Однако были и образы из повседневной жизни. 

Дух римских произведений представлен рисунками мастеров Помпеи, ведь именно в Помпеях было найдено большинство фресок того периода, на них изображены сцены из мифологии, пейзажи, портреты и натюрморты. Часто римские фрески имели нарисованные рамы, которые напоминали станковые картины. 

В древнеегипетском творчестве основное внимание уделялось религии и батальным сценам. Египетские художники увековечили победы армии фараона, но никогда не увековечили ее поражение. Одно из самых известных проявлений египетской культуры — погребальные фрески, выполняющие как декоративные, так и религиозные функции. Влияние античной и, прежде всего, римской живописи прослеживается как в раннехристианском искусстве, так и в византийском творчестве. 

Средние века (476 — 1492)

В то время происходило бурное развитие живописных техник, в основном рисование на доске, преобладала темпера в средние века, затем масло и фрески. Характерной чертой картин этого периода является отсутствие перспективы, из-за которой изображение кажется плоским. Анатомический реализм не соблюдался, отсюда не соответствующие пропорции тела. 

Картина Иеронима Босха — «Сад земных наслаждений»

Лейтмотивом средневековья была религия, изобразительное искусство развивалось преимущественно в церквях и касалась почти исключительно сферы сакрального. Это искусство должно было отдать дань уважения Богу, такие фигуры, как Христос, Мария или Апостолы, всегда помещались в центре картины. Эти фигуры также преобладали по сравнению с остальными человеческими фигурами. Благодаря сакральному стилю того времени отдельные части росписи были богато украшены золотыми хлопьями. В конце средневековья зародилась пейзажная живопись, известная нам сегодня как пейзаж. 

Культ божественности навязывал анонимность подавляющему большинству художников того периода, однако наиболее узнаваемыми из них являются:

  • Ганс Мемлинг
  • Иероним Босх
  • Джотто ди Бондоне

Готика

Готический стиль живописи зародился примерно в середине 12 века во Франции. Это было развитие и усовершенствование достижений католицизма, который руководствовался желанием показать совершенство и силу Бога. Высокие и просторные храмы создали новое поле для художников, занимающихся скульптурой и изобразительным искусством.

Это было искусство формовки блоков из камня или дерева, которое впервые развилось как неотъемлемая часть архитектуры. Новаторские готические скульптуры появились в базилике Сен-Дени (середина XII века). Они были тесно связаны с храмом, были в первую очередь декоративными элементами.


Начало готики относится к тринадцатому веку в Италии, но наиболее важным направлением в готической живописи было голландское искусство, которое было источником вдохновения для более поздних художников. Основные представители стиля:

  • Ян ван Эйк
  • Джотто ди Бондоне
Картина Рафаэля Санти — «Святой Георгий и дракон»

Ренессанс (1476 — ок. 1510)

Эпоха Возрождения была экспериментальной и новаторской эпохой, почти полностью противоположной средневековью. Картины этого периода порвали со сферой священного за счет инсценировки жизни сильных мира сего. Большую популярность приобрели портреты и автопортреты, что полностью противоречит средневековой анонимности.


Техника живописи чрезвычайно развивалась, экспериментировали с масляными красками, с цветом и вводили перспективу. Картина начала приобретать черты, которые мы сегодня считаем прототипом. Они начали массово рисовать на холсте, использовать светотень и более глубокую лепку.


Художники эпохи Возрождения прилежно изучали анатомию человека, их очаровывал человек и красота человеческого тела. Был культ гармонии и пропорции. Вдохновение пришло как из Библии, так и из мифологии. Персонажи часто изображались на фоне пейзажа, всегда реалистично, в естественных позах. Невозможно оценить то огромное влияние, которое Ренессанс оказал на все последующие направления творчества. В частности, он обязан этим своим чрезвычайно талантливым представителям, некоторые из которых оставили свой след на страницах истории не только в художественной, но и в технической и медицинской областях.

  • Леонардо да Винчи
  • Микеланджело Буонарроти
  • Рафаэль Санти
Картина Эль Греко — «Святой Франциск в экстазе»

Маньеризм (1520—1590)

Считается крайне причудливым направлением искусства. Он отвернулся от реализма эпохи Возрождения, изменился способ изображения человеческих фигур и природы. Для этого периода характерен аллегорический характер произведения, он был перегружен различными символами, взятыми из мифологии, Библии и истории.

Маньеризм был чрезвычайно выразительным, полным экстравагантности и красок. Ренессансная гармония также исчезла, ее сменили деформации и неправильные линии. Этот стиль обычно считается введением в барокко, и его представители включают:

  • Пармиджанино
  • Эль Греко
Картина Рембрандта — «Урок анатомии доктора Тульпа»

Барокко (конец XVI — первая половина XVII века)

Название барокко означало причуды и нестыковки в искусстве. Работы в стиле барокко отличалась большой формой, размахом и смелостью. Усовершенствована реалистичность человеческих фигур, простые люди стали моделями. Динамика персонажей также стала важным элементом. Светотень была очень важным аспектом живописи, и многие художники того периода посвятили себя развитию навыков в этом направлении. 

Наиболее популярными видами работ были: пейзаж, натюрморт, портрет и жанровые сцены. В произведениях была явная асимметрия и максимально достоверное отображение действительности во всех ее аспектах. 

Тематика работ была чрезвычайно разнообразной, преобладал так называемый тематический эклектизм, христианская символика сочеталась с мифологией. Также были нарисованы эротические и драматические сцены, такие как сражения, жестокие расправы и похищения. В то же время развивался натюрморт, который вместе с мотивом черепа символизировал уход земных ценностей. Хотя в последующие века барокко называли веком безвкусия, никто не может отрицать талант таких художников, как:

  • Караваджо
  • Рембрандт
  • Ян Вермеер
Картина Франсуа Буше — «Портрет Мадам де Помпадур»

Рококо (ок. 1720-1790)

Считающееся продолжением барокко, рококо внесло изменения в технику. Они начали рисовать светлее, с утонченностью, драматические темные цвета сменились светлыми светлыми цветами. Большой популярностью пользовались женские портреты, рисовались маскарады, сцены из комедии дель арте, театральные постановки и обнаженные тела. Возрос интерес к теме любви и игры. 

Художники использовали мифологических божеств, таких как Афродита, Эрос и Дионис. Портреты стали меньше и интимнее. Рококо считалось салонной живописью, не несущей более глубокого смысла, но некоторые художники придавали ей нравоучительный характер, указывая на недостатки и слабости людей в своих работах. Наиболее важными художниками стиля рококо были:

  • Франсуа Буше
  • Джошуа Рейнольдс

Картина Жака Луи Давида — «Коронация Наполеона»

Классицизм (конец XVIII — конец XIX века)

В классицизме произошло возрождение античной культуры, которое в Европе с эпохи Возрождения называлось «возвращением к истокам». Как доминирующий стиль эпохи, он оказал большое влияние на формирование маньеризма, барокко и рококо. Вернулись мифологические и исторические темы. Была также иллюстрирована современная политическая жизнь и даже добавлены элементы пропаганды. 

Классицизм — период дальнейшего развития портрета. Классицизм отказался от светотени и эффекта «затуманивания» в пользу четкого контраста цветов. Классическая живопись отличается четко очерченным контуром, холодными цветами, гладкой фактурой и статичностью. К художникам этого периода относятся:

  • Жак Луи Давид
  • Жан-Огюст-Доминик Энгр

Картина Эжена Делакруа — «Свобода, ведущая народ»

Романтизм (1800–1840)

Главная черта романтизма — противоречие, которое отражается в неоднородности живописи этого периода. Однако были общие черты, такие как глубокая эмоциональность и индивидуальность образов. 

Художник использовал кисти и холсты, чтобы раскрыть себя и расширить границы. Работы получились чрезвычайно выразительными, что хорошо видно по размашистым мазкам кисти. Тематика романтизма была очень обширной, картины отражали политическую обстановку, руины, кладбища. Пьеса, полная драматургии, повсеместно восхищалась природой и придавала ей более глубокий смысл, а в моде царило таинственное настроение. Романтизм с его турбулентностью породил импрессионизм будущего. Среди художников романтизма:

  • Каспар Давид Фридрих
  • Эжен Делакруа

Авангардизм

Авангард — совокупность тенденций и направлений в искусстве 20 века, отвергающих существующие стили, создающих свой мир, не имитирующих реальность, ищущих отдельный язык выражения. Художники-авангардисты отвергали культурные достижения и искали новые оригинальные идейно-художественные решения. Явление возникло примерно в 1910 году и было связано с появлением новых направлений в искусстве, таких как: футуризм, экспрессионизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, фовизм, конструктивизм, концептуальное искусство и др. Известные авангардисты:

  • Эдвард Мунк
  • Казимир Малевич
  • Василий Кандинский

Модернизм (XIX — XX век)

Модернизм — это термин, обозначающий изменения в творчестве, произошедшие на рубеже XIX и XX веков. Термин неточный, в широком смысле он охватывает все направления с 1860-х годов, включая импрессионизм и модерн, вплоть до 1970-х годов, то есть концептуализма . В более узком смысле он используется для описания современных тенденций на рубеже веков, часто противостоящих отделению.

Известные модернисты:

  • Франсиско Гойя (романтизм XIX века)
  • Пабло Пикассо (кубизм, начало XX века)
Картна Гюстава Курбе — «Источник»

Реализм (вторая половина XIX века)

После Февральской революции во Франции повсеместная усталость от романтических тем за короткое время распространилась по всему континенту. Художники отошли от индивидуализма и идеализировали тему живописи в пользу приземленного. 

Период реализма принес с собой значительное упрощение композиции, приглушенные цвета и освещение изображения. Более того, от пафоса почти полностью отказались, отказавшись от украшений, и искусство стало предельно скромным. На полотне вместо фантастических и гордых фигур стали изображать жизнь и проблемы обычных людей. Изображенная реальность должна была быть как можно более ложной. Часто изображались сцены тяжелой работы, сельской жизни и очень сдержанные пейзажи.

Художники периода реализма:

  • Пьер Пюви де Шаванн
  • Гюстав Курбе
  • Эдуар Мане
  • Жюль Бретон

Читать подробнее о реализме ➤

Картина Гюстава Моро — «Эдип и Сфинкс»

Символизм (вторая половина XIX века)

Символизм развивался одновременно с реализмом. Символисты выступали против промышленной революции, их не интересовал культ науки, им противился универсальный материализм. 

Изменилась техника рисования, чтобы выразить эмоции и чувства, им подчинены форма и цвет. Особенность стиля в том, что в отличие от натуралистов, символисты пытались выразить человеческие психологические проблемы и представить метафизическое содержание. Их не интересовали рациональные знания. 

Символизм не только восстановил маньеристические аллегории, но и ввел образы загадки, которые для полного понимания необходимо подвергнуть глубокому анализу. Основным средством выражения были символы, которые создали особый язык искусства, служащий для выражения переживаний художника. Читать подробнее о символизме ➤

Самыми известными художниками этого стиля являются:

  • Поль Серюзье
  • Гюстав Моро
  • Михаил Врубель

Картина Эдгара Дега — «Балетный класс Оперы на улице Пелетье»

Импрессионизм (вторая половина XIX века)

Название этого стиля происходит от работы Клода Моне “Впечатление. Восходящее солнце”. Импрессионизм произвел революцию в технике живописи, введя дивизионизм, который заключался в рисовании пятен, близких друг к другу, в одном цвете, смешанных не на палитре, а только на холсте. 

Издалека это придавало изображению эффект размытия. Импрессионисты изображали современность, веселых, расслабляющих людей и природу. К наиболее выдающимся мастерам стиля импрессионизм относятся:

  • Клод Моне
  • Эдуард Мане
  • Эдгар Дега

Примитивизм (ХХ век)

Примитивизм — это направление в искусстве, восходящее к народной культуре. Что отличает примитивизм, также известный как наивное искусство, это упрощение форм и склонение к крайнему реализму.


Вдохновением для этого направления послужило народное творчество, рисунки детей и душевнобольных. О примитивном стиле живописи заговорили в конце 19 века во Франции. Именно в Париже открылось первое объединение энтузиастов примитивизма — Салон независимых художников, созданный в 1884 году. И первые два десятилетия ХХ века — настоящий расцвет искусства в духе этого направления. Представители стиля примитивизм:

  • Анри Руссо
  • Фрида Кало

Супрематизм

Супрематизм — это направление в абстрактном искусстве, центральное явление русского авангарда, которое изобрел Казимир Малевич в 1915 году. 

Само слово «супрематизм» представляет собой конгломерат двух терминов из латинского и греческого языков, которые в совокупности означают то же, что и «высшее поле». Это направление предполагало тотальную оторванность творчества от реальности, какой мы ее знаем: ее органических форм, цветовой изменчивости, а зачастую и неопределенности. Малевич постулировал разрыв с любой формой повествования и объективности на холсте и попытался найти идеальную, наименьшую единицу в искусстве, которую он называл «живописным атомом». Представители супрематизма:

  • Казимир Малевич
  • Ольга Розанова
Поль Сезанн — «Гора Сент-Виктуар с большой сосной»

Постимпрессионизм (рубеж 19 и 20 веков)

Постимпрессионизм частично связан с импрессионизмом, однако он имел много отличительных и даже противоречивых черт. Он чрезвычайно разнообразен по форме, отказываясь от подражания природе в пользу автономии художника. Работа сама по себе является ценностью. Одной из многих форм, используемых постимпрессионистами в дополнение к станковой живописи, был плакат.

Сюжеты картин были очень разнообразными. Написаны натюрморты, автопортреты, пейзажи и различные ситуации из жизни горожан и крестьян. Важнейшие постимпрессионисты:

  • Поль Сезанн
  • Анри де Тулуза
Картина Андре Дерена — «Мост через Рио»

Фовизм (начало 20 века)

Стиль живописи фовизм возник с концом постимпрессионизма. Очень короткий период его существования (1905 — 1908) считается началом художественной революции ХХ века, а название фовизм происходит от французского les fauves, что означает «дикие животные». Фовизм сочетает в себе живые и обособленные цвета, выражает истинное выражение цветов. Форма была значительно упрощена, и все это было сведено к двухмерным плоскостям. Часто гротеск использовался для обозначения привязанности. Темой было первобытное и народное творчество. Именно от них исходит блеск красок, жестокость, простота и животность фовизма. Основными представителями этого направления являются:

  • Андре Дерен
  • Анри Матисс

Картина Эдварда Мунка — «У смертного одра»

Экспрессионизм (начало 20 века)

Техника живописи периода экспрессионизм основана на сильных и четких мазках кисти. Экспрессионисты проявили себя очень яркими и контрастными красками. Характерными чертами картины данного периода были деформация форм, размытые контуры и общее преобладание формы над содержанием. 

Работы экспрессионистов часто изображают ужас, уродство и тайну, объединенные в атмосферу повсеместной тревоги. Целью экспрессионистов было освободиться от всего, что им навязывает реальность, и реконструировать это в соответствии со своими чувствами, поэтому предмет экспрессионизма практически безграничен. Предшественниками экспрессионизма считаются:

  • Винсент Ван Гог
  • Эдвард Мунк
Картина Жоржа Брака — «Натюрморт с бутылкой и рыбой»

Кубизм (20 век)

Это направление возникло в Париже, его предшественниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак. В технике росписи вводились такие процедуры, как наклеивание цветных кусочков бумаги или объемных форм, встроенных в плоскость картины. Кубизм полностью порвал даже с частичным отражением действительности. Вместо этого кубисты пытались извлечь из реальности самые геометрические формы, перспектива была отвергнута.

Правило заключалось в том, чтобы уменьшить каждую форму до формы куба, а затем разложить ее на более мелкие элементы, принимающие форму различных геометрических фигур, рассматриваемых при разном освещении. Натюрморт был основной темой кубизма, но были и изображения с человеческими фигурами.

  • Пабло Пикассо
  • Жорж Брак

Картина Василия Кандинского — «Доминирующая кривая»

Абстракционизм (начало 20 века)

Данный стиль зародился в России, его предшественниками считаются Василий Кандинский и Эдвард Мунк. Это направление исключает все прямые отсылки к реальности и вводит в композицию только простые геометрические формы. 

Цель абстракционизма — освободиться от предмета, реальности, отказаться от подражания природе. Абстракционисты годами отвергали принятые формы, заменяя линию размытием, а вертикальную — горизонтальной. Абстрактные работы назывались «нерепрезентативными», что отсылает к самому названию этого направления. К самым известным абстракционистам относятся:

  • Василий Кандинский
  • Джексон Поллок
  • Казимир Малевич
Картина Сальвадора Дали — «Лицо войны»

Сюрреализм (20 век)

Стиль создан во Франции в 1924 году. Задача сюрреализма — как можно дальше отойти от рационализма. Предметы быта были представлены в нестандартных ситуациях, граничащих с реальностью, сном или галлюцинациями. Спектакль был полон гротеска, его необычная цель — вызвать рефлексию и разрушить логический порядок мира. Сюрреалисты черпали вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, который был популярен в то время. Они приписывали величайшую роль безграничному воображению человека. Тематика сюрреализма была совершенно безграничной, она даже балансировала на грани абсурда и абсурда. Читать подробнее о сюрреализме ➤

Важнейшие художники сюрреализма:

  • Сальвадор Дали
  • Джорджо де Кирико
lhooq
Картина Марселя Дюшана — «L.H.O.O.Q»

Дадаизм (1916 по 1923 г)

Стиль дадаизм провозгласил разрыв с традициями, что проявилось в полной свободе сообщения. Спектакль разворачивается в хаосе и абсурде, элементы сочетаются случайным образом.

Это направление даже назвали «антискусством». Однако дадаизм не был самостоятельным творением, он был частью кубизма, футуризма и сюрреализма. Целью этого направления было шокировать публику своими работами. Его прием всегда вызывал большие эмоции и никогда не был равнодушным, его даже можно было охарактеризовать как провокационный. 

Самыми выдающимися художниками течения были:

  • Фрэнсис Пикабиа
  • Марсель Дюшан

Картина реализм 5
Исаак Бродский, «Собрание Реввоенсовета СССР, под председательством К.Е. Ворошилова»

Социалистический реализм (1934 — 1960-е годы)

Тенденция, которая возникла в творчестве Советского Союза после окончания Второй мировой войны. Соцреализм — это искусство, находившееся на службе СССР, должно было отражать и формировать общественную мысль. Основные представители соцреализма:

  • Евгения Антипова
  • Исаак Бродский
  • Борис Владимирский

Картина Асгера Йорна — «Письмо моему сыну»

Ташизм

В 1955-1960 годах в Европе развился ташизм (тахизм). Ташисты свободно использовали случайное цветовое пятно, нанося на него мазки, линии и пятна. Яркими представителями этого направления являются:

  • Жан-Поль Риопель
  • Асгер Йорн
  • Пьер Сулаж
Картина Энди Уорхола

Поп-арт

Стиль поп-арт появился в Нью-Йорке и Лондоне в середине 1950-х годов и быстро стал доминирующим стилем авангарда. Его особенность — смелые, простые изображениям и яркие блочные цвета. Сочные цветовые схемы также позволили этому виду искусства выделить определенные элементы современной культуры и помогли уменьшить различие между коммерческим и высоким творчеством.

Известные представители поп арта:

  • Ричард Гамильтон
  • Энди Уорхол

Гиперреализм и фотореализм

Гиперреализм — это направление в ХХ и ХХI веке важнейшими чертами которого являются правдоподобное представление действительности, выбор тем из повседневной жизни. Для работ в стиле гиперреализма образцом является фотография. Художники стараются максимально точно передать это в картину или воссоздать в виде скульптуры.

Основные представители течения:

  • Ричард Эстес
  • Дон Эдди

Во второй половине 20 века стиль гиперреализм начал развиваться в США., то есть реализм, доведенный до фотографической точности в изображении реальности. Отсюда и другое его название: фотореализм.

Список литературы
  • Энциклопедия Википедия
  • Онлайн-галерея Google Art & Culture
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии