Реализм и его черты в живописи: художники, картины и интересные факты

Реализм (realismo, от латинского realis — сущностный, истинный) — направление в искусстве, культивирующее объективную реальность, которое зародилось примерно в середине 19 века. Первым художником в истории, использовавшим данный термин, был Гюстав Курбе.

Реалистическая живопись категорически порвала с академизмом, господствовавшим в важнейших художественных кругах. Основными сюжетами реалистических произведений были сцены из жизни простых людей. Художники старались максимально точно отразить реалии повседневной жизни. Они сохранили свои картины в приглушенных тонах, избегая лишних акцентов. Исторический контекст, определяющий это изменение в искусстве, связан с Февральской революцией во Франции 1848 года, когда граждане защищали свое право на труд, а простым людям было предоставлено право голоса.

Широко понимаемый реализм охватывал множество художественных направлений в различных цивилизациях. Реалистический подход также присутствовал в философских и литературных учениях. Например, в изобразительном искусстве данное направление можно найти в древнегреческих эллинистических скульптурах, точно изображающих боксеров и дряхлых старушек. Работы художников 17-го века, таких как Караваджо, голландских жанровых художников, испанских художников Хосе де Рибера, Диего Веласкеса имеют реалистичный подход. Отдельно существовало похожее направление — натурализм, которое отстранялось как от реализма так и от академизма.

Основные направления реализма

Картина реализм

Веризм

Стиль зародился в конце XIX — начале XX веков после объединения Италии. Основоположниками были художники флорентийской школы «Маккьяйоли» — Франческо Паоло Микетти, Джузеппе Пелиза да Вольпедо, которые освещали национально-освободительной борьбы жителей Италии.


Социальный

Данный стиль возник во времена Великой депрессии. Особенностью направления был фокус на социальных вопросах и реальных бытовых трудностях. Известные представители: Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.


Картина реализм 7

Фотореализм

Направление возникло в США в 60-х годах. Мастера делали фото, а после переносили изображение на холст. Художники-фотореалисты: Ральф Гоингс, Дуэйн Хэнсон, Чарльз Белл.


Гиперреализм

Относительно новое направление. Гиперреалистическое искусство в первую очередь применительно к художникам, работавшим в основном во второй половине 1960-х и 1970-х годов в Соединенных Штатах. Их эстетический стиль характеризовался чрезвычайно точным воспроизведением образа действительности. Известные авторы картин в данном стиле: Ральф Гоингс, Ричард Эстес и Чак Клоуз.

Картина реализм

Критический (демократический)

Направление в русском реализме второй половины XIX века, которое возникло в результате революционно-демократического движения после отмененного крепостного права в 1861 году. Основоположником жанровой живописи данного стиля является Василий Петров.


Социалистический

Социалистический реализм, который официально поддерживался марксистской эстетикой в Советском Союзе с начала 1930-х годов до развала страны в 1991 году, имел мало общего с реализмом, хотя предполагалось, что он должен быть объективным зеркалом жизни. Его задача — «правдивость», которая требовалась для идеологии и пропагандистских нужд государства.

Соцреализм в СССР обычно использовал методы натуралистической идеализации для создания образа бесстрашных рабочих и инженеров, поразительно похожих как в героическом позитивизме, так и в отсутствии реалистичности. Направление развивалось также во Франции и Испании. Известные соцреалисты: Евгения Антипова, Исаак Бродский.


Сюрреализм

В данном стиле главная роль отводилась противоречию между реальностью и сновидением. Направление зародилось в 1920 годах, а к основным представителям причислялись: Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Рене Магритт и Фрида Кало.

Прецизионизм (пресижинизм)

Направление, возникшее в Америке 30-х годов. Характерные черты — правдивое изображение городов, четко выверенных и геометричных. Представители: Чарльз Шиллер, Чарльз Демут и Джорджия О’Киф.


Американский

Направление искусства зародилось в начале 20 века. Оно изображает современные реалии общественной жизни и его обитателей. Основоположник Роберт Генри обучал своих последователей изображать простых людей без прикрас. Группа художников из Нью-Йорка получила название «Школа мусорных ведер». В ее состав входили Джордж Беллоуз, Эверетт Шинн и др.


Над Витебском

Магический (мистический)

Это художественное направление, которое изображает простые предметы и ситуации, переплетающиеся с фантастическими элементами. Впервые, в 1925 году о нем заговорил немецкий искусствовед и критик Франц Рох. К представителям магического реализма относятся Микалоюс Чюрлёнис, Марк Шагал, Рене Магритт и Фрида Кало.

Нравятся ли вам картины в стиле реализм?
Гюстав Курбе, Автопортрет (Отчаявшийся мужчина)

Реализм во Франции

Париж был европейским центром художников-реалистов. Основным определяющим фактором был постулат о демонстрации сцен из повседневной жизни, которые может видеть обычный человек. Реалистическая живопись не пользовалась уважением в тогдашней парижской элите. Честная и приземленная тематика этих произведений, затрагивающая чуждые людям высших кругов сферы, была особенно трудна для понимания.

Самыми значительными представителями были: Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Оноре Домье.

Барбизонская школа

Барбизонская школа действовала в период с 1830 по 1870 год в городе Барбизон во Франции. Барбизонцы черпали вдохновение для работ в основном из мира природы, создавая пейзажи, жанровые сцены и т.д. Их картины обычно выдерживались в теплых, но приглушенных тонах. Они приложили много усилий для получения соответствующих световых эффектов, например, солнечный свет, пробивающийся сквозь ветви.

Самыми значительными художниками-пейзажистами являются: Жан Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Жюль Дюпре. В 1960 году в Париже возникло движение под названием Новый реализм, участники которого пропагандировали интеграцию реальной жизни в искусство.

Картина реализм 11
Иван Крамской, Пасечник

Реализм в России. Передвижники

В России реализм в картине второй половины XIX века неразрывно связан с развитием демократических социальных идей. Это проявлялось во внимательном изучении природы, глубоком сочувствии судьбе и жизни народа в сочетании с разоблачением существующего государственного строя.

Последняя треть девятнадцатого века ознаменовалась образованием группы «Передвижников». Это объединение реалистов, действовавшая в России. Среди них Крамской, Перов, Шишкин, Репин, Саврасов, Суриков и другие. Благодаря им реализм в живописи укрепил свои позиции, проявившись в историческом и бытовом жанре, пейзаже и портрете. Они использовали живопись, чтобы бороться за лучшее завтра для людей этой страны. Чаще всего показывали жанровые сцены из жизни людей, принадлежащих к низшим слоям общества, что должно было зафиксировать отсталость России и убедить нужных людей пойти на реформы. Также они использовали такие формы, как: пейзажи, исторические и батальные сцены, портреты.

Интересно, что работы этих художников приобретают большую популярность благодаря их массовому воспроизведению местными фотографами. Фотографии картин можно было купить на самих выставках; были опубликованы в журналах, на открытках; книги иллюстрированы ими. Общество реализует 48 передвижных выставок.

Реализм в Голландии. Гаагская школа

Элементы реализма также можно найти в работах художников Гаагской школы, объединяющей в основном голландцев. Обычно они показывали на своих полотнах жанровые сцены и пейзажи. Изначально они использовали темные, даже мрачные цвета, но со временем их картины стали «светлее» (скорее всего, это произошло под влиянием импрессионизма). Также они часто изображали жизнь простых людей — в основном рабочих и рыбаков.

Картина реализм 10
Йозеф Исраэль, Еврейская свадьба

Реализм в Германии

Немецкий реализм ассоциируется с творчеством Адольфа Менцеля. Темы, которые его волнуют, в первую очередь относятся к рабочему классу. Ключевая картина Менцеля — «Металлургический завод» (1875 г.) Работа стала известна как «Современный циклоп» и отразила тяжелые условия труда в сталелитейной промышленности в тогдашней Пруссии.

К важнейшим представителям гаагской школы относятся: Йохан Хендрик Вайссенбрух и Йозеф Исраэль.

Список литературы
  • Энциклопедия Википедия
  • Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства.
  • Онлайн-галерея Google Art & Culture

(1 голосов, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Adblock
detector