Символизм: описание стиля живописи, представители и их творчество

Символизм (symbolisme) — культурное течение, которое зародилось на рубеже 19 и 20 века. Сначала в форме поэзии и письма, а затем и в живописи, символизм возник после двух великих литературных и художественных жанров: романтизма (1800-1850) и реализма (1840-1880). Символисты хоть и поддерживали мистический акцент романтизма на эмоциях, но отвергали реалистический подход к повседневным вопросам.

В 1886 году греческий поэт и искусствовед Жан Мореас опубликовал манифест о символизме. Описанный Мореасом как «текущий импульс творческого духа в искусстве», данный стиль родился из интереса к духовности и тайнам, материализовавшись как движение, которое отдавало предпочтение субъективности реализму.

Символика в искусстве обращалась к духовному миру, к взаимодействию внутреннего мира человека, его личности и индивидуальности с внешним миром. Согласно концепции направления, реальный мир существует вне нашего видимого мира и может лишь частично отражаться в нем. Это искусство, которое действует как своего рода посредник между этими мирами, это средство преобразования и интерпретации духовной стороны жизни.

Эдип и Сфинкс
Эдип и Сфинкс, Гюстав Моро

Термин «символизм» прочно вошел в культуру, литературу, музыку, живопись и скульптуру многих стран, существенно влияющих на мир искусства. Символисты заложили основу для начала сюрреализма своим стремлением к новаторству и экспериментаторству, космополитизмом и множеством попыток.

Черты символизма в живописи

Представители данного направления создавали эстетические произведения, содержание которых функционировало как символы и знаки более глубоких идей, а не как средство воспроизведения реальности. Художники-символисты создавали на своих полотнах своеобразные сказки, зачастую основанные на литературных мотивах. 

Самым важным в символическом искусстве была сфера подсознания, снов, которая характеризуется связыванием и принятием даже самых очевидных нелепостей.

На полотнах иногда использовались яркие цвета, чтобы подчеркнуть сказочное чувство сверхъестественного. Точно так же использование пастельных тонов вместе с размытием цвета преследовало ту же цель. Один из основных приемов художников — создание картины, которая не подчиняется реальности, в отличие от реализма, где каждый символ имеет свою специфику в субъективном вкладе зрителя и художника. Оригинальность стиля, заключается не в технике, а в содержании картины.

Представители символизма и их картины

Три возраста женщины
Три возраста женщины, Густав Климт
Арт-маркет "Красный Карандаш"
  • Гюстав Моро (1826 – 1898) — один из отцов-основателей этого стиля в изобразительном искусстве. В своем творчестве он опирался на традиции романтизма, например, на работы Эжена Делакруа, но также и на мастеров эпохи Возрождения — да Винчи и Мантенья. Он вдохновлялся мифологией и изображал на полотнах образы из снов и странных видений. Известные работы: «Фракийская девушка с головой Орфея на его лире», «Фаэтон», «Эдип и сфинкс» и др.
  • Густав Климт (1862 – 1918) — несомненно, один из самых важных представителей направления. Большинство его картин наполнены лирико-декоративным смыслом и изображают роковых, молодых, рыжеволосых и чувственных женщин. Наследие символиста включает такие работы: «Поцелуй», «Три возраста женщины», «Афина Паллада» и др.
  • Одилон Редон (1840 – 1916) — один из основоположников данного стиля. Символические работы этого французского художника можно разделить на две категории. Первый — это веселые, красочные мифологические сюжеты. Второй — более мрачный, метафорический и тревожный. К самым известным картинам относятся: «Дух-хранитель вод», «Улыбающийся паук», «Циклоп».
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898) — французский художник-символист, прославившийся такими работами: «Девушки у моря», «Надежда», «Священная роща».
  • Фернан Кнопф (1858 — 1921) — был основателем группы Les XX, главного объединения искусства символизма в Бельгии. Одно из самых интригующих произведений Кнопфа — «Искусство, или нежность сфинкса», в котором использована тема из рассказа Бальзака о любви наполеоновского солдата-скитальца к пантере, которую он встретил в египетских пустынях.
  • Также, группа французских художников Наби пыталась приблизить импрессионизм к символизму, чтобы их можно было считать причастными к этому стилю.

Нравятся ли вам картины в стиле символизм?
Жемчуг, Михаил Врубель

Символизм в России

Данное направление живописи в России существенно отличается от искусства других европейских стран. Основанный в конце XIX века русский символизм имеет свои особенности, которые делают его узнаваемым и уникальным.

Символизм в русской живописи впервые использовал Михаил Врубель. Ясная, напряженная, можно сказать, мозаичная работа этого великого мастера эпична и монументальна. Ощущается несоответствие между реальным миром вокруг нас и воображением автора. Его работы погружают в эпоху героев эпоса, в серый антиквариат, который предстает перед нами чем-то чудесным и фантастическим.

Живой пример того, как проявляется данное направление — знаменитое произведение Врубеля «Жемчуг». Бесконечная вселенная, таинственные и прекрасные жемчужные тона отражаются в маленькой жемчужине. Или другое, не менее известное: «Демон сидящий». Благодаря композиционным приемам фигура, изображенная на картине, выглядит завораживающе, вызывая чувство страха и внутреннего дискомфорта. Но, несмотря на эти смешанные чувства, от него невозможно отвернуться.

Дальнейшее развитие символизма в изобразительном искусстве произошло благодаря художественному объединению символистской направленности «Голубая роза». Наиболее ярким представителем этой группы является Виктор Эльпидифорович Борисов — Мусатов. 

Период творчества художника в действительности совпадает с рубежом веков, что сказывается на манере его письма. Опираясь на зарисовки импрессионистов, он постепенно перешел в новый стиль живописного панно, органично передающий образ, наполненный символизмом. 

Знаменитое произведение «Гобелен» на первый взгляд кажется обычным и не привлекает простотой заговора. Однако в изображении двух говорящих женщин скрывается неизмеримый глубокий смысл. Зрителю придается особое напряжение композиции. Возникает ощущение, что «Гобелен» скрывает загадочные черты высшего существа и что-то неизведанное.

Список литературы
  • Энциклопедия Википедия
  • Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства — книга Виктора Власова
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии