Сюрреализм: художники, картины и история направления

Сюрреализм (surrealisme, буквально «сверхреализм», «надреализм») — направление в искусстве, возникшее во Франции в 1924 году. Впервые данный термин был использован Гийомом Аполлинером в 1917 году. Изначально стиль сформировался в литературе, а вскоре охватил изобразительное искусство, театр и даже кино.

Основным теоретиком был французский поэт Андре Бретон, автор сюрреалистического манифеста, опубликованного в 1924 году. Через год была организована первая сюрреалистическая выставка. Сюрреализм возник как форма восстания против современной жизни, морали и авторитетов. Он был протестом против классицизма, реализма, эмпиризма, рационализма, утилитаризма и условностей в искусстве.

Манифест сюрреализма (Manifeste du surrealisme, 1924) — это документ, описывающий новое художественное направление. Творчество Андре Бретона привнесло искусство в безумие, тайный мир подсознания и сновидений.

Объектами интереса или, скорее, восхищения художников из круга Андре Бретона были явления, типичные для психоанализа Фрейда, проявляющиеся в гипнотических сновидениях, в маниакальных и психопатических состояниях, во всевозможных случайных и непроизвольных действиях.

Вдохновением для основоположников сюрреализма послужила картина Иеронима Босха, а предшественниками были дадаисты и итальянский живописец Джорджо де Кирико, чьи работы оказали на них огромное влияние.

Сад земных наслаждений - Босх
Иероним Босх — Сад земных наслаждений

Целью сюрреализма было достижение художественной спонтанности через извлечение, высвобождение и творческое использование элементов, содержащихся в подсознательных слоях человеческой психики, обычно ограниченных разумом и культурными нормами. Для художника сюрреализма свойственно разрушение логического порядка реальности, совпадение элементов случайно, вдохновение с галлюцинациями, сказками и мифами, сновидениями, искусством детей и душевнобольных. Стилю были присущи провокация и культ абсурда: как в сновидениях, так и в картинах происходили необычные и непонятные вещи.

Сюрреализм породил неограниченную свободу, освободил человеческое сознание от ограничений рационализма в пользу воображения. Искусство стало формой выражения подсознательных состояний, а выявление сюрреальности стало его первоочередной задачей. Данное течение повлияло не только на формы современного искусства, но и оказало значительное влияние на обычаи и сферу массовой культуры. Сюрреалисты восстали со своей склонностью к скандальным провокациям против рассматриваемого общественного строя и, в частности, против буржуазных моральных норм.

Сюрреализм простыми словами — это:

  • полный разрыв с существующими канонами, и прежде всего отрицание того, что было представлено классическим стилем, рационализмом, реализмом и эмпиризмом
  • искажения и хаос на полотне
  • живописное произведение создается в результате неконтролируемых действий, свободных ассоциаций, выявления желаний и безымянных состояний подсознания
  • иллюстрирование сновидений, работа с подсознанием и даже галлюцинации автора
  • чудеса в обычных, повседневных вещах
  • внимание на сущность мастера, подсознание, его мысли и внутренние противоречия
  • изучение психоанализа и работ Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга
  • участие в политической деятельности (против фашистского правления и милитаризма). Многие сюрреалисты присоединились к Коммунистической партии, провозглашая лозунги революции, понимаемой как тотальная революция, совершенная в общественном сознании, они имели в виду скорее «революцию сознания», чем захват власти

Кто из художников-сюрреалистов вам нравится больше всего?

Особенности сюрреализма и отличия от других направлений

В мировой живописи предпосылкой направления было визуальное выражение внутреннего восприятия. Представители движения пытались создать образы, нарушающие логический порядок реальности. Часто это были гротескные видения, граничащие с реальностью, сновидениями, фантазиями, галлюцинациями и далекие от рационализма.

Для сюрреалистов было важно отойти от реалистичного подражания природе. Они стремились освободиться от контроля разума и навязанных художественных и моральных норм. Их целью был поиск творческой свободы и правды о человеке в глубинах его психики, поэтому они обращались к подсознательным областям разума, страхам, предчувствиям и воспоминаниям. Вдохновением послужили сны, галлюцинации, сказки, мифы и творчество детей и душевнобольных.

Они создавали свое художественное видение на основе свободных ассоциаций, сопоставляя различные элементы случайным и автоматическим, удивительным, часто абсурдным и лишенным логики образом.

Известные художники и их произведения

Сальвадор Дали

Один из самых известных художников 20 века. Сальвадор Дали разработал собственный способ восприятия мира, который он представил как «параноидально-критический» метод. Основоположник сюрреализма был поклонником теорий Зигмунда Фрейда и даже встречался с ним лично. Австрийский психолог полагал, что сюрреалисты — сумасшедшие, и употребляют много алкоголя. Однако, после встречи он признал мастерство уже известного на тот момент живописца.

Работы мастера, подвергающиеся постоянному экспериментированию, прежде всего необычны, противостоят реализму, полны сказочных пейзажей и деформированных фигур. Сюрреалист часто ссылался на фрейдистскую теорию подсознания. В его работах также присутствуют эротические темы и отсылки к известным произведениям прошлых эпох.

Самые известные работы: «Постоянство памяти» и «Жираф в огне».

Рене Магритт — бельгийский живописец загадок

Получил мировую известность благодаря остроумным и заставляющим задуматься произведениям. Травматические воспоминания о самоубийстве матери оказали значительное влияние на всю работу Магритта. На его картинах часто изображены клетки, надгробия, что также тесно связано с его детскими воспоминаниями. Его творчество отличается предельно точным исполнением, определенным настроением и поэзией. Рене Магритт оригинально реализовал предположения сюрреализма, отказавшись от явных отсылок к сказочным видениям. В необычных ситуациях он представлял предметы быта, вырванные из их первоначального контекста, таким образом играя с восприятием зрителя. Его произведения существенно повлияли на искусство второй половины двадцатого века, особенно на поп-арт.

Несколько известных картин: «Влюбленные», «Голконда», «Фальшивое зеркало».

Фальшивое зеркало

Макс Эрнст

Немецкий живописец, график, скульптор и писатель. Большое влияние на него оказали произведения Пикассо, Ван Гога и Гогена. Первоначально связанный с движением дадаизма, он создавал свои произведения в технике коллажа, типичной для этого авангардного движения. Эрнст был вдохновлен глубинной психологией и спиритизмом, и именно под их влиянием его работы процветали в сюрреалистической фазе.

Наиболее важные произведения: «Глаз тишины», «Голос Анжелики».

Глаз тишины

Джорджо де Кирико — предшественник сюрреализма

Итальянский художник и создатель метафизического арта. Его творчество вдохновлено греческой мифологией, философией Ницше и Шопенгауэра. В его работах основа — это в основном сновидения, меланхолическое настроение, тревога, одиночество и иррациональные сопоставления предметов. Он оказал огромное влияние на творчество Эрнста и Магритта.

В 1911-1918 годах художник создавал загадочные картины, на которых постоянно повторялись пейзажи заброшенных городов, запечатленные в странной мимолетной перспективе, безлюдные площади, освещенные светом неизвестного происхождения, отбрасывающие длинные тени от поднимающихся на них статуй или манекенов.

Атмосфера таинственности и тревоги была ближе к воспоминаниям о сновидениях, чем к объективному отображению реальности. Основная техника, используемая Кирико, заключалась в том, чтобы представить обычные, часто используемые предметы в нетрадиционных комбинациях и в весьма необычных обстоятельствах. Его работы сохраняют видимость реализма, но из-за искажений перспективы и неожиданных столкновений предметов из разных миров вызывают у зрителя тревогу, ностальгические воспоминания о давно забытых вещах,


Полотна Джорджо де Кирико разыгрывают драму, которую можно описать как противостояние мечты и геометрии, логики и воображения. Здесь мы встречаемся с линейками, компасами и квадратами, картами с контурами земель, анатомическими схемами, но все это смешано с реальностью, управляемой сном и мечтой.

Важнейшие работы: «Тайна и меланхолия улицы», «Меланхолия прекрасного дня», «Песнь любви».

Меланхолия прекрасного дня

Жоан Миро — мастер ярких красок

Испанский художник, скульптор и керамист. Его работы оказали огромное влияние на искусство 20 века. Хотя он не признавал принадлежности к какому-либо художественному направлению, его работы причисляют к данному движению. Художественная автономия позволила ему экспериментировать с различными медиа, в том числе с керамикой, скульптурой или фресками. Стиль изобразительного искусства Миро полон ярких красок и простых форм, связанных с радостным детским творчеством. Сам мастер сравнивал свои произведения со стихами.

Наиболее важные полотна: «Карнавал Арлекина», «Стоящая обнаженная», «Карота».

Карнавал Арлекина - Жоан Миро
Карнавал Арлекина

Сюрреализм встречается в работах таких мастеров, как Фрида Кало, Андре Массон, Ив Танги и другие. Художники организовали несколько выставок своих работ, в том числе в Париже (1938), в которых приняли участие 70 художников из 14 стран. После Второй мировой войны выставки проводились в 1947, 1959 и 1960 годах. Они удивляли, провоцировали и даже шокировали.

Современный сюрреализм: арт, фотография и кинематограф

Помимо литературы и рисования, в кино довольно рано стали появляться черты данного течения. Дали работал над дебютным фильмом Луиса Бунюэля «Андалузская собака». Одним из современных кинематографистов, для которого данный стиль, несомненно, имеет большое значение, является Дэвид Линч. Твин Пикс — классический сериал о, казалось бы, обычном американском городке. Однако реальность переплетается с кошмарными видениями, нет ничего ясного и очевидного. Герои скрывают темные тайны, нереальные обстоятельства и гротескные персонажи неожиданно появляются на каждом шагу. 

Течение быстро адаптировало новые выразительные средства — уже упомянутые кино и фотографию. Работа Филипа Халсмана 1948 года — хороший тому пример. На фото никто иной, как сам сеньор Дали. Особого смысла здесь искать не приходится — это просто идея и образ, который создатели придумали по мотивам другой фотографии, добавляя новые элементы, которые приходили им в голову в тот момент. Интересный факт: для окончательного эффекта все пришлось повторить 26 раз, а сеанс длился более 5 часов. Помните, что это было задолго до эры цифровой фотографии и Photoshop.

Фото Сальвадор Дали

Несколько работ сюрреалистов XXI века

Рафал Ольбински
Рафал Ольбински
Алекс Фишгойт
Список литературы
  • Энциклопедия Википедия
  • Галин Э, Марков В. А. Сюрреализм // Большая советская энциклопедия
  • Антология французского сюрреализма. 20-е годы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии