Сюрреализм: художники, картины и история направления

Сюрреализм (surrealisme, буквально «сверхреализм», «надреализм») — направление в искусстве, которому суждено возникнуть во Франции в 1924 году. Впервые данный термин был использован Гийомом Аполлинером в 1917 году. Изначально данный стиль сформировался в литературе, а вскоре охватил изобразительное искусство, театр и даже кино.

Основным теоретиком и соавтором был французский поэт Андре Бретон, автор сюрреалистического манифеста, опубликованного в 1924 году. Вдохновением для будущих основоположников послужила картина Иеронима Босха, а прямыми предшественниками были дадаисты и итальянский живописец Джорджо де Кирико, чьи работы оказали на них огромное влияние.

Сад земных наслаждений - Босх
Иероним Босх — Сад земных наслаждений

Сюрреализм простыми словами — это:

  • полный разрыв с существующими канонами, и прежде всего отрицание того, что было представлено классическим стилем, рационализмом, реализмом и эмпиризмом
  • искажения и хаос на полотне
  • иллюстрирование сновидений, работа с подсознанием и даже галлюцинации художника
  • чудеса в обычных, повседневных вещах
  • внимание на сущности мастера, его мыслях и внутренних противоречиях

Кто из художников-сюрреалистов вам нравится больше всего?

Особенности стиля и отличия от других направлений

В живописи предпосылкой направления было визуальное выражение внутреннего восприятия. Художники пытались создать образы, нарушающие логический порядок реальности. Часто это были гротескные видения, граничащие с реальностью, сновидениями, фантазиями, галлюцинациями и далекие от рационализма.

Сюрреалисты отошли от реалистичного подражания природе. Они стремились освободиться от контроля разума и навязанных эстетических и моральных норм. Их целью был поиск творческой свободы и правды о человеке в глубинах его психики, поэтому они обращались к подсознательным областям разума, страхам, предчувствиям и воспоминаниям. Вдохновением послужили сны, галлюцинации, сказки, мифы и творчество детей и душевнобольных.

Они создавали свое художественное видение на основе свободных ассоциаций, сопоставляя различные элементы случайным и автоматическим, удивительным, часто абсурдным и лишенным логики образом.

5 известных художников — сюрреалистов и их картины

Сальвадор Дали — испанский эксцентричный гений

Один из самых известных живописцев 20 века. Он разработал собственный способ восприятия мира, который он представил как «параноидально-критический» метод. Его работы, подвергающиеся постоянному экспериментированию, прежде всего необычны, противостоят реализму, картины полны сказочных пейзажей, деформированных фигур. Сюрреалист часто ссылался на фрейдистскую теорию подсознания. В его работах также присутствуют эротические темы и отсылки к известным произведениям искусства прошлых эпох.

Самые известные картины: «Постоянство памяти» и «Жираф в огне».

Картина Сальвадора Дали — "Постоянство памяти"
Постоянство памяти

Рене Магритт — бельгийский живописец загадок

Получил мировую известность благодаря остроумным и заставляющим задуматься произведениям. Травматические воспоминания о самоубийстве матери оказали значительное влияние на всю работу Магритта. На его картинах часто изображены клетки, надгробия, что также тесно связано с его детскими воспоминаниями. Его творчество отличается предельно точным исполнением, определенным настроением и поэзией. Художник оригинально реализовал предположения сюрреализма, отказавшись от явных отсылок к сказочным видениям. В необычных ситуациях он представлял предметы быта, вырванные из их первоначального контекста, таким образом играя с восприятием зрителя. Его произведения существенно повлияли на искусство второй половины двадцатого века, особенно на поп-арт.

Самые известные картины: «Влюбленные», «Голконда», «Фальшивое зеркало».

Фальшивое зеркало

Макс Эрнст

Немецкий живописец, график, скульптор и писатель. На его искусство большое влияние оказали произведения Пикассо, Ван Гога и Гогена. Первоначально связанный с движением дадаизма, он создавал свои работы в технике коллажа, типичной для этого авангардного направления. Эрнст был вдохновлен глубинной психологией и спиритизмом, и именно под их влиянием его работы процветали в сюрреалистической фазе.

Наиболее важные картины: «Глаз тишины», «Голос Анжелики».

Глаз тишины

Джорджо де Кирико — предшественник сюрреализма

Итальянский живописец, создатель метафизической живописи, предшественник сюрреализма. Его работы вдохновлены греческой мифологией, философией Ницше и Шопенгауэра. Картины мастера — это в основном сновидения, меланхолическое настроение, тревога, одиночество и иррациональные сопоставления предметов. Он оказал огромное влияние на творчество Дали, Эрнста и Магритта.

Важнейшие картины: «Тайна и меланхолия улицы», «Меланхолия прекрасного дня», «Песнь любви».

Меланхолия прекрасного дня

Жоан Миро — мастер ярких красок

Испанский художник, скульптор и керамист. Его работы оказали огромное влияние на искусство 20 века. Хотя он не признавал принадлежности к какому-либо художественному направлению, его работы классифицируются как сюрреализм. Художественная автономия позволила ему экспериментировать с различными медиа, в том числе с керамикой, скульптурой или фресками. Стиль живописи Миро полон ярких красок и простых форм, связанных с радостным детским творчеством . Сам художник сравнивал свои произведения со стихами.

Наиболее важные полотна: «Карнавал Арлекина», «Стоящая обнаженная», «Карота».

Карнавал Арлекина - Жоан Миро
Карнавал Арлекина

Современный сюрреализм: фотография и кинематограф

Помимо литературы и живописи, в кино довольно рано появился сюрреализм. Сальвадор Дали работал над дебютным фильмом Луиса Бунюэля «Андалузская собака» . Одним из современных кинематографистов, для которого сюрреализм, несомненно, имеет большое значение, является Дэвид Линч. Твин Пикс- классический сериал о, казалось бы, обычном американском городке. Однако реальность переплетается с кошмарными видениями, нет ничего ясного и очевидного. Герои скрывают темные тайны, нереальные обстоятельства и гротескные персонажи неожиданно появляются на каждом шагу. 

Стиль быстро адаптировал новые выразительные средства — уже упомянутые кино и фотографию. Работа Филипа Халсмана 1948 года — хороший тому пример. На фото никто иной, как сам сеньор Дали. Особого смысла здесь искать не приходится — это просто идея и образ, который создатели придумали по мотивам другой фотографии, добавляя новые элементы, которые приходили им в голову в тот момент. Интересный факт: для окончательного эффекта все пришлось повторить 26 раз, а сеанс длился более 5 часов. Помните, что это было задолго до эры цифровой фотографии и Photoshop.

Фото Сальвадор Дали
Список литературы
  • Энциклопедия Википедия
  • Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. — М.: Новое литературное обозрение, 2002.
  • Онлайн-галерея Google Art & Culture

— Оценить статью
Загрузка...

Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Adblock
detector